ПОВТОР - Итоги года в российской экономике: проверенные рецепты и новые лекарства

МОСКВА, 5 янв - РИА Новости. Российская экономика в 2021 году заметно поправилась после пандемии COVID-19, но все еще нуждается в поддержке из-за возникших осложнений. Ей прописана низкоуглеродная диета в сочетании с усиленным питанием инвестициями, профилактика тромбоза транспортных артерий, нормализация газового обмена и постепенный отказ от бюджетных инъекций широкого спектра, польза от которых начинает перекрываться побочными эффектами​​​.

РИА Новости вспомнило 10 значимых событий ушедшего года, которые оказали наибольшее влияние на схему лечения экономики РФ и продолжат влиять на нее в будущем.

1. УГЛЕРОДНЫЙ ДЕТОКС

Изнывающий от глобального потепления Евросоюз в июне утвердил правила "зеленого" регулирования: европейцы вводят дополнительные сборы с товаров, производство которых приводит к большим выбросам парниковых газов. Так называемый углеродный налог планируется запустить в 2023 году, и, если ничего не менять, российским экспортерам железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента он обойдется в десятки миллиардов долларов.

Есть несколько способов обойти платежи в европейскую казну. Например, Россия может ввести собственный углеродный налог: бизнесу все равно придется раскошелиться, но деньги пойдут в российский, а не европейский бюджет. Это сработает только при условии, что Россия договорится с ЕС о взаимозачете платежей – чтобы компаниям не пришлось платить дважды.

Другой способ – попытаться оспорить углеродный налог в ВТО. Международная организация запрещает дискриминировать иностранных поставщиков. Но споры в ВТО могут длиться годами, при этом пострадавшая сторона должна будет доказать, что не имеет преимуществ перед европейскими конкурентами, то есть выполняет такие же "зеленые требования" при производстве своих товаров, что и европейцы.

Самый очевидный способ - уменьшить свой углеродный след. Например, использовать при производстве только чистую энергию из возобновляемых источников. Но для этого нужны огромные инвестиции в солнечную, ветряную и атомную генерацию. Также можно реализовать зеленые проекты, которые будут поглощать выбросы парниковых газов. Но для этого тоже нужны деньги плюс система учета и торговли углеродными единицами, которая будет признана как в России, так и в Евросоюзе.

Все это уже описано в российской углеродной стратегии, которая предполагает, что выбросы CO2 в России в 2030 году сократятся до 70% от уровня 1990 года, а к 2060 году страна достигнет полной углеродной нейтральности. Для этого придется изменить всю структуру российской экономики, ведь она все еще сидит на "нефтяной игле". И в ближайшие десятилетия именно это будет для нее главным вызовом.

2. НАРУШЕННЫЙ ГАЗООБМЕН

Если 2020 год рынок энергоносителей прошел под знаком нефти, то 2021-й астрологи точно должны были объявить годом газа. И сильнее всего это было заметно в Европе, где непродуманная политика отказа от ископаемого топлива в генерации привела к нехватке газа, когда возобновляемые источники не смогли обеспечить надежность поставок и покрыть восстанавливающийся после пандемии спрос.

Европа оказалась в собственной ловушке. Доверившись США, она наблюдала, как распиаренные "молекулы свободы" в виде СПГ уходят на рынок Азии, где спрос и цены оказались привлекательнее. Не определившись с разрешением на запуск "Северного потока 2", Евросоюз вошел в зиму без дополнительного маршрута поставок российского газа. А истощив свои запасы в хранилищах во время долгой зимы и жаркого лета, он по сути столкнулся с новыми холодами "натощак".

Борьба потребителей за дополнительные поставки газа на спотовом рынке привела к рекордному росту цен, а фьючерсы на газ в Европе в октябре почти достигли 2 000 долларов за тысячу кубометров, а в декабре преодолели и эту отметку. Таких устойчиво высоких цен за всю историю функционирования газовых хабов - с 1996 года - там не было никогда.

Конечно, будучи крупнейшим поставщиком газа на рынок Европы, "Газпром" начал получать в свою сторону претензии в ограничении поставок. С одной стороны, компании не дают запустить "Северный поток 2", с другой - вынуждают нарастить поставки через более дорогие маршруты Украины и Польши, а с третьей – пугают отказом от долгосрочных контрактов в будущем. Между тем, заявления представителей "Газпрома" о том, что все заявки выполняются, а желающих купить газ по ценам выше 1500 долларов не так уж и много, воспринимаются в Европе с недоверием.

Пожалуй, наиболее точно энергетический кризис на рынке Европы охарактеризовал замглавы Минэнерго России Павел Сорокин. Он сравнил его с попытками накормить людей, которые просят еды, но не хотят есть, не могут определиться, из какой руки их кормить, и при этом не дают денег на выращивание пищи.

3. ТРУБЫ ГОРЯТ!

В 2021 году наконец завершилось строительство "Северного потока 2", прерванное в 2019 году санкциями США. Сделать это удалось уже российским флотом, малейшая смена траектории которого будоражила всю отрасль.

И вот в сентябре "Газпром" объявил: трубопровод полностью достроен. Казалось, дело остается за малым – получить разрешение на старт работы магистрали, ведь европейские потребители точно в этом заинтересованы на фоне стремительно дорожающего газа. Но нелогичность развития событий вокруг "Северного потока 2" сохранилась и в этих условиях.

США продолжили грозить санкциями против всех причастных к проекту и даже породили слухи о якобы готовящемся Россией вторжении на Украину. В свою очередь Польша и Украина, через которые сейчас российский газ идет в Европу, решили стать помехой в сертификации швейцарской Nord Stream 2 AG как независимого оператора газотранспортной сети в Германии, где вдобавок ко всему меняется правительство.

Очередным витком этой драмы стало объявление немецкого регулятора в ноябре о временной приостановке сертификации из-за необходимости учредить немецкую "дочку" Nord Stream 2 AG.

В итоге, если верить звучащим в ФРГ заявлениям, полностью достроенный и протестированный "Северный поток 2" рискует простоять без разрешения на ввод в эксплуатацию как минимум до середины наступившего года. Поэтому открывать шампанское в честь запуска долгожданного проекта пока рано.

4. ИЗЛИШЕК ЖЕЛЕЗА И МИНЕРАЛОВ

Производителям металла, угля и минеральных удобрений в России 2021 год принес повышение налоговой нагрузки: с нового года ставка НДПИ для них зависит от котировок сырья на мировых рынках. Ранее такая формула действовала для нефте- и газодобывающих компаний. А металлургам придется платить еще и акциз на жидкую сталь.

Дополнительные сборы с этих отраслей за три ближайших года, по оценке правительства, составят 546 миллиардов рублей.

Впрочем, жаловаться компаниям не на что: прибыль этих секторов благодаря высоким ценам на глобальном рынке за год выросла в 1,5 раза. Металлурги и производители удобрений поплатились за собственную жадность – они направляли прибыль в основном на сбережения, досрочное погашение долгов и выплату дивидендов, а не на инвестиции, к которым их так отчаянно призывало правительство.

На этот призыв им еще придется ответить – в противном случае власти вернутся к идее ретроспективного повышения налога на прибыль для компаний, которые мало инвестируют. Пока эту меру отложили в обмен на обещание бизнеса реализовать целый портфель инвестиционных проектов.

К тому же рынок продолжает баловать сырьевые отрасли высокими ценами, а Минфин обещает инвесторам дополнительные "плюшки" в виде налоговых льгот.

5. НОВЫЙ РЕЦЕПТ ДЛЯ НЕФТЯНОГО РЫНКА

Стратегия ОПЕК+ в минувшем году была реализована альянсом с хирургической точностью. Страны соглашения во главе с Россией и Саудовской Аравией то дополнительно сокращали, то усиленно наращивали свое производство, будто на аптекарских весах выверяя рецепт лекарства для оправляющегося от пандемии рынка нефти. В итоге в 2021 году цены за баррель марки Brent не опускались ниже 50 долларов, а с мая по декабрь держались в диапазоне 65-85 долларов.

Однако крупнейшим потребителям такое лекарство оказалось не по вкусу. США, где инфляция разогналась до максимума за 13 лет и бензин подорожал до уровня 2014 года, то и дело выступали с призывами к ОПЕК+ скорректировать условия сделки и более интенсивно наращивать добычу. Вашингтон, с одной стороны, пытался тянуть за нити партнерских отношений с Эр-Риядом, а с другой – прибегал к традиционной тактике угроз и обвинений.

Не дождавшись реакции от ОПЕК+, США собрали свой альянс потребителей – "не ОПЕК+". Чтобы снизить цены на нефть, Вашингтон объявил о распечатывании стратегических запасов, и эту инициативу поддержали Индия, Китай, Южная Корея, Япония и Великобритания. Однако их планы оказались либо слишком расплывчаты, либо не особо впечатлили рынок. И хотя с тех пор цены на нефть упали на 10-15%, это, скорее, можно связать с появлением нового штамма COVID-19 "омикрон".

6. ТРОМБОЗ АРТЕРИЙ

Четырехсотметровый контейнеровоз Ever Given в марте 2021 года неудачно развернулся и на несколько дней полностью перегородил Суэцкий канал. За операцией по снятию судна с мели с замиранием сердца следил весь мир. Тромб в важнейшей транспортной артерии едва не довел до инфаркта глобальную торговлю - по некоторым оценкам, день простоя в образовавшейся пробке обходился ей почти в 10 миллиардов долларов.

Аварии в Суэцком канале случались и раньше, но именно эта привела к небывалым осложнениям: на биржах подскочили цены на нефть, причем стоимость ее доставки - сразу вдвое, над производителями нависла угроза дефицита комплектующих, а в некоторых странах снова закончилась туалетная бумага.

Коллапс вызвал эффект домино: разбалансировка цепочек поставок по морю сказалась и на железных дорогах - перевозки контейнеров замедлились из-за роста транзита на фоне повышения ставок морского фрахта. Проблемы усиливались наличием "узких мест" на сети и дефицитом контейнеров.

Канал освободили, но "узкие места" остались. Так, Китай, стремясь удовлетворить растущий в западном полушарии спрос, направил большой поток своих товаров в российские дальневосточные порты, и к ноябрю они оказались буквально забиты импортом из стран АТР. А ближайшие регионы - Чукотка, Камчатка, Сахалинская и Магаданская области - начали испытывать трудности с доставкой грузов. Усилиями Минтранса России, стивидоров и логистических компаний ситуацию удалось нормализовать к декабрю.

Стало очевидно, что развитие транспортной инфраструктуры – это необходимость, без которой рост экономики невозможен. Поэтому инвестиции из главной национальной "кубышки" - ФНБ - с текущего года пойдут именно на инфраструктурные проекты.

7. РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ

Осенью 2021 года произошло эпохальное событие для России и Белоруссии – стороны согласовали 28 программ по углублению экономической интеграции. Для Союзного государства наступил новый исторический этап: все формальности завершены, и начинается практическая работа по созданию общего рынка.

России и Белоруссии уже удалось создать единое таможенное пространство. Теперь им предстоит гармонизировать условия работы в банковской и финансовой сферах, определить сопоставимые цели по инфляции, сблизить антиотмывочные нормы, валютное законодательство, а также системы защиты потребителей.

Будут действовать и общие принципы налогообложения – правда, речь на данном этапе идет только об администрировании налогов, а не о едином Налоговом кодексе. Пока нет планов и по введению единой валюты.

В новом году странам предстоит договориться о том, как будут действовать единые рынки электроэнергии, нефти и газа. Унифицировать собираются также регулирование в авиации, на железнодорожном и морском транспорте.

Хорошая новость для любителей гаджетов - роуминг для телефонной связи на территории России и Белоруссии отменят. А возить контрафакт и "запрещенку" через Белоруссию станет сложнее - страны планируют взаимно признать системы обязательной маркировки товаров.

8. ВЫСОКИЙ САХАР

Власти большинства стран боролись с коронакризисом, заливая его деньгами, и в минувшем году проявились побочные эффекты от такого "лечения", главный из которых - инфляция. В России она находились на повышенных уровнях в течение всего года, а в ноябре достигла 8,4% в годовом выражении – максимума с начала 2016 года. На этом уровне, по предварительным данным Росстата, она осталась и в декабре.

Правительство РФ еще в конце 2020 года объявило комплекс мер в связи с резким подорожанием социально значимых товаров. В частности, власти заключили с производителями и торговыми сетями соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло.

Однако широкого применения этот инструмент не получил: соглашения были один раз продлены, но больше не возобновлялись. Эта мера временно помогла сдержать стоимость продуктов, но не изменила ситуацию с продовольственной инфляцией в целом. Кроме того, эксперты предупреждали, что такие нерыночные "рецепты" сдерживания цен могут привести к дефициту.

Правительство прислушалось к этим опасениям и запустило демпферный механизм – плавающие пошлины на экспорт зерна и подсолнечного масла, которые рассчитываются исходя из мировой цены на них. Кабмин также пришел к выводу, что помощь малоимущим гражданам принесет больше пользы, чем регулирование цен. Причем помощь должна быть адресной: раздача "вертолетных денег" приведет лишь к новому скачку инфляции.

Цены на продовольствие в России, хоть и замедлили галоп, но пока не могут перейти на шаг из-за проблем с урожаем и продолжающейся мировой волатильности цен.

9. УДАЛЕНИЕ ИПОТЕЧНОГО ПУЗЫРЯ

Госпрограмма льготной ипотеки на новостройки в 2020 году "разогрела" рынок жилья: россияне набирали ипотечные кредиты и скупали квартиры, а девелоперы в ответ на ажиотажный спрос поднимали цены. За время действия программы квадратный метр жилья в российских новостройках подорожал в среднем на треть, а за первичным рынком подтягивалась и вторичка.

Пытаясь угнаться за ценами, россияне брали еще больше ипотеки – столько, что ЦБ даже заговорил о появлении рисков "пузыря" на рынке. На таком фоне правительство решило урезать эту программу с июля 2021 года, ограничив максимальный размер кредита 3 миллионами рублей и подняв ставку до 7% годовых.

Многие банки и аналитики прогнозировали падение спроса на ипотеку после изменения условий самой популярной программы, но опасения оказались напрасными. Более адресные ипотечные решения, например расширение семейной программы на семьи с одним ребенком и разрешение на выдачу льготных кредитов на строительство частных домов, помогли заместить часть выпавшего спроса. В результате средний размер ипотеки в 2021 году впервые превысил 3 миллиона рублей, а объем выдачи по итогам года оказался рекордными.

Такие достижения заставляют власти и рынок обсуждать дальнейшую судьбу программы на новостройки. Так, крупнейшие российские банки, Сбербанк и ВТБ, выступают за ее продление, но в ограниченном варианте – только для отдельных регионов или групп граждан. В то же время ЦБ предлагает не продлевать программу, поскольку есть и другие льготные варианты. Решать вопрос надо быстро, ведь ипотека для большинства россиян из-за разогнавшихся цен на рынке является единственным способом обзавестись собственным жильем.

10. ИНФЛЯЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ

Банк России весь минувший год сражался с растущими в стране ценами с помощью своего главного оружия - ключевой ставки. Инфляция, пробивавшая всё новые локальные максимумы в 2021 году, заставила регулятор закрутить монетарные "гайки": в декабре ставка достигла максимальных с осени 2017 года 8,5% годовых и впервые за год превысила темпы роста цен.

На последнем в году заседании совета директоров ЦБ повысил ключевую ставку сразу на "ястребиный" 1 процентный пункт. Благодаря такому жесткому шагу регулятор символически смягчил сигнал по будущим действиям: теперь допускает одно, а не несколько повышений на ближайших заседаниях. Однако может понадобиться еще не одно ужесточение политики, предупредила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Большинство экспертов считают, что Банк России может пойти на одно повышение в начале 2022 года, чтобы закрепить преимущество в "инфляционной дуэли". Однако есть и оптимисты – они уверены, что цикл ужесточения ключевой ставки уже завершен.

Вне зависимости от дальнейшего курса денежно-кредитной политики банкам еще предстоит отразить решения ЦБ в своей процентной политике. Согласно опросу РИА Новости, ставки по кредитам и вкладам продолжат повышаться в новом году, однако если по кредитам они превысят двузначные значения, то по вкладам до 10% без помощи специальных акций не дотянут.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.