МОСКВА, 19 янв - РИА Новости/Прайм. Властям РФ и ЦБ важно выработать понятный и системный подход к снижению долгосрочной волатильности реального курса рубля из-за большей цены на нефть, чем заложено в бюджете, однако валютные интервенции регулятора могут лишить его возможности снижать ключевую ставку, что приведет к торможению кредитования экономики, считают опрошенные РИА Новости экономисты.
Ранее в четверг первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил в интервью агентству Блумберг о том, что правительство намерено выработать с ЦБ общие подходы для снижения долгосрочной волатильности реального курса рубля. По его словам, установившиеся цены на нефть и принятое решение об отказе от траты в 2017 году дополнительных нефтегазовых доходов дает возможности для покупки валюты на рынке.
Позднее Банк России заявил, что не намерен отходить от режима свободного курсообразования. Ограниченные интервенции будут проводиться только в целях бюджетной политики, но не денежно-кредитной, сообщили в пресс-службе регулятора.
При этом ЦБ приветствовал решение правительства не тратить дополнительные нефтегазовые доходы и отметил, что покупка валюты в объеме ограниченных интервенций будет оказывать стабилизирующее воздействие на курс рубля.
Реакция валютного рынка не заставила себя ждать - курс доллара впервые за неделю тестировал психологически значимый уровень сопротивления 60 рублей и поднимался выше него, евро на заявлениях Шувалова торговался выше 64 рублей, впервые с 3 января. Правда, к вечеру основные резервные валюты скорректировались и отошли немного вниз от локальных максимумов.
ДВА КОНЦА, И ОБА ОСТРЫЕ
"Здесь есть одно самоограничение - придется экономить на расходах бюджета. Хочется дополнительные доходы пустить на расходы? Но выбирайте - если пускаете, то рубль будет крепче. Ничего с этим не сделаешь, как бы ЦБ ни крутил, ни вертел", - считает член совета директоров Бинбанка, экс-замминистра финансов РФ Олег Вьюгин.
"Единственное, что еще плохо, что если действительно будет политика скупки именно Банком России валюты от нефти, то ЦБ не сможет снизить процентные ставки", - добавил он.
По мнению Вьюгина, регулятор и сейчас держит высокую процентную ставку, несмотря на снижающуюся инфляцию, поскольку понимает, что через использование Резервного фонда в экономику идут эмиссионные рубли.
"А если излишняя ликвидность, то ЦБ ставку держит, чтобы на инфляцию не повлиять негативно. А если ЦБ будет еще и покупать (валюту - ред.), то ликвидности еще больше будет, и ставку уж точно нужно будет держать на уровне 10% годовых. А тогда кредитование будет стоять. Тут палка о двух концах, и оба острые", - посетовал топ-менеджер.
ОПТИМИЗМ ГОСБАНКИРА
Глава ВТБ Андрей Костин ранее в четверг заявил, что не ожидает резких скачков валютного курса и видит основания для умеренного укрепления курса рубля. По его оценкам, рубль в перспективе может укрепиться на 10%.
"Мы считаем, что есть основания для умеренного укрепления курса рубля. Мы не ожидаем резких скачков, резкой волатильности. Что касается покупки (валюты - ред.), это абсолютно нормальный процесс без ущерба особого, без того, чтобы вызывать резкие скачки на валютном рынке", — прокомментировал Костин.
"Центральный банк, наверно, будет покупать валюту, увеличивая свои резервы. Это правильная политика, я целиком поддерживаю подход, при условии, что это не будет сильно влиять на валютный рынок", — продолжил он, добавив, что в ЦБ и правительстве это понимают.
Отвечая на вопрос, как повлияет на ВТБ возможный выход на валютный рынок Минфина и ЦБ для пополнения резервов, Костин отметил, что нейтрально. "Курс очень важен для экспортеров, для импортеров. Банки - в условиях нынешней политики Центрального банка, который сглаживает колебания, позволяет нам достаточно успешно работать и в одной, и в другой ситуации", — пояснил он журналистам.
ЦБ еще в 2015 году заявил цель нарастить свои резервы до комфортных 500 миллиардов долларов. Сейчас они составляют около 380 миллиардов. В последний раз ЦБ покупал валюту для пополнения валютных резервов в мае-июле 2015 года, и за два с половиной месяца было куплено более 10 миллиардов долларов. Тогда доллар поднялся от 49 до 62 рублей, нефть колебалась в цене от 45 до 52,5 доллара за баррель.
ВАЖЕН СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик не исключил сценария, при котором отклонения по цене на нефть от заложенного в макроэкономическом прогнозе бюджета (40 долларов за баррель) и реальной ценой продолжат увеличиваться. "И имеет смысл в таком случае выработать механизмы, которые предсказуемым, понятным образом решают вопросы и в бюджетной сфере, и в денежно-кредитной сфере", - считает он.
Лучше, если этот механизм заранее проработан и анонсирован публично, чем в дальнейшем будет несистемным образом идти эта адаптация, уверен экономист из ЕАБР.
"Такого рода системный подход обоснован и, в принципе, можно попытаться в рамках такого подхода сохранить общий курс на инфляционное таргетирование, на гибкость обменного курса, при этом выработав меры, каким образом предсказуемо и понятно правительство и ЦБ будут работать с такого рода существенными отклонениями", - отметил он.
При этом эксперт подчеркнул, что такого рода работа должна носить не конъюнктурный, а долгосрочный характер: "Такая система должна быть выработана не на несколько месяцев или год, а на более длительный период".
"Один из ключевых вопросов – это каким образом дополнительные доходы от цен на нефть будут использоваться: большая часть будет тратиться в течение года или значительная часть пойдет в Резервный фонд? Было бы вполне обоснованным определенную часть, достаточно значительную, направить на пополнение Резервного фонда", - считает Лисоволик.
ЦБ ТАРГЕТИРУЕТ ИНФЛЯЦИЮ, А НЕ КУРС
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, при этом его основной функцией является защита и обеспечение устойчивости рубля - регулятор трактует ее как следование политике таргетирования инфляции, напоминает аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин.
"Поскольку руководство страны и сам ЦБ РФ не отходили от этих принципов и функций даже на пике кризиса, вряд ли стоит ждать изменений в ближайшее время. Таким образом, заявления правительства касательно политики ЦБ рынок воспринимает как оценки, которые не будут иметь никакого влияния на принятие решений самим регулятором", - считает Нигматуллин.
Если говорить о прогнозах, то, действительно, высока вероятность "обратных" валютных интервенций ЦБ для пополнения валютных резервов. В этом заключен риск всплеска монетарной инфляции, так как регулятор будет продавать на рынке рубли. Но в базовом сценарии, при умеренном объеме интервенций, ЦБ удастся стерилизовать излишнюю денежную массу за счет инструментов монетарной политики, рассуждает он.
"ЦБ вряд ли интересует снижение долгосрочной волатильности курса рубля. Ключевым параметром для регулятора является низкая инфляция и инфляционные ожидания, что косвенно снижает волатильность. Этот эффект заметен уже сейчас", - считает аналитик.
Ранее в январе директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев отметил, что курс рубля является плавающим, что позволяет абсорбировать макроэкономические шоки, и Банк России по-прежнему не имеет никакой цели (таргета) по нему.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.