МОСКВА, 15 авг - РИА Новости/Прайм, Виталий Солдатских. Скоординированные проверки банков и всех взаимосвязанных с ними участников финансового рынка стали основным инструментом Банка России при проведении инспекций, сообщил в интервью РИА Новости зампред, руководитель Главной инспекции Банка России Владимир Сафронов.
Банк России стал мегарегулятором в 2013 году, и к функциям контроля и надзора в банковском секторе добавился надзор за другими сегментами финансового рынка – страховыми компаниями, пенсионными фондами, брокерами, дилерами финансовых рынков, депозитариями, платежными системами, микрофинансовыми организациями, ломбардами и другими.
Сафронов отметил, что количество поднадзорных организаций ЦБ выросло в разы – с 850 до 19 тысяч. При этом главная проблема не только в росте количества поднадзорных объектов, но и в существенном усложнении исследования их экономических взаимосвязей.
"Инспекционные проверки каждой кредитной организации осуществлялись, как правило, индивидуально или, как мы говорим, на соло-основе. Встречные проверки также проводились, но были ограничены только кредитными организациями", - рассказал зампред ЦБ.
В ходе таких проверок, по его словам, часто требовалось получение дополнительной информации о деятельности клиентов проверяемых банков и небанковских кредитных организаций – некредитных финансовых организаций, которые тогда не были поднадзорны Банку России. При этом такие некредитные финансовые организации осуществляли значительный объем операций в других банках и за рубежом, формируя активы проверяемых кредитных организаций.
"Для получения информации об их деятельности приходилось тратить много времени на запросы, получение и обработку соответствующих ответов. Проверять их в оперативном порядке мы не могли, а координация проверок с другими надзорными органами была делом очень трудоемким, не всегда эффективным и, самое главное, небыстрым", - рассказал руководитель Главной инспекции.
Дело изменилось, когда Банк России получил функции мегарегулятора, а его Главная инспекция получила возможности проверять всех субъектов финансовых рынков.
"Проверки на соло-основе не позволяют получить полную картину бизнеса банков, в которой, как мы убеждаемся, еще встречаются темные области. Так вот, для того, чтобы сделать картину ясной и понятной, регулятору нужны встречные или, как мы называем, скоординированные проверки всех взаимосвязанных организаций финансового конгломерата", - пояснил Сафронов.
Скоординированные проверки, по его словам, позволяют выявить схемы, подрывающие финансовую устойчивость кредитных организаций. ЦБ при помощи таких проверок выявляет перемещение активов в группе, создающее ложную видимость соответствия нормативам и требованиям регулятора; вскрывает потери ликвидности, экономически неоправданную трансформацию или просто вывод активов; а также другие схемные операции, несущие угрозу экономике, кредиторам и вкладчикам банков, клиентам пенсионных фондов и страховых компаний.
В отдельных случаях в периметр одновременно проводимых проверок группы входило до 22 организаций, отметил Сафронов. Встречные проверки, по его словам, требуют от Главной инспекции ЦБ координации и мониторинга их текущих результатов на постоянной основе, а также взаимодействия с профильными подразделениями центрального аппарата Банка России. Такое взаимодействие, по словам зампреда, делает процесс инспектирования более трудоемким, но повышает качество и результативность проверок.
"Поэтому проведение, в основном, синхронизированных проверок участников финансовых групп является сегодня основным инструментом Главной инспекции Банка России", - заключил он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.