ИНТЕРВЬЮ - Компромиссом для правительства РФ может стать добровольно-вмененная пенсия

МОСКВА, 23 мар - РИА Новости/Прайм. Компромиссным решением для правительства РФ в условиях продолжающейся третий год заморозки накопительного компонента пенсий может стать введение добровольно-вмененной системы, что позволит вернуть населению доверие к пенсионному рынку и компенсировать те длинные деньги, которые ушли из системы в виде моратория на перечисление накоплений, рассказал в интервью РИА Новости гендиректор управляющей компании "КапиталЪ" Вадим Сосков.

По его словам, заморозка накопительного элемента пенсии связана с попыткой сбалансировать любым путем бюджет Пенсионного фонда России (ПФР). Уменьшив количество длинных денег и переведя их в состояние текущих, удалось немного снизить проблему дефицита ПФР, но не решить его в полном объеме. Поэтому ПФР вместе с социальным блоком кабмина постоянно обращаются в Минфин за трансфертами – получается заколдованный круг. А при регулярно повторяющихся заморозках накоплений люди перестают верить в пенсионную систему – когда правила меняются по ходу игры, отношение к обещаниям становится скептическим.

"Мы видим несколько сценариев развития. Естественно, оптимистичный сценарий – это когда заморозка пенсионных накоплений прекратится. Это не значит, что деньги, которые за три года граждане недополучили, им вернутся, просто со следующего этапа эти деньги будут поступать в накопительную часть пенсии. Но три года, как говорят, это уже срок. Поэтому оптимизма в плане разморозки пенсионных накоплений становится все меньше. И мне кажется, что до 2018 года, учитывая состояние бюджета РФ, мы будем постоянно сталкиваться с этой проблемой", - считает он.

КОМПРОМИССНОЕ РЕШЕНИЕ

В этой ситуации он предлагает попробовать сделать добровольно-вмененную пенсионную систему. "Это могло бы стать компромиссом между тремя сторонами: бизнесом, государством и работником. Получается тройственный союз, который заключается в том, что те 6%, которые ушли из накопительного элемента, могли бы формироваться за счет дополнительных взносов – по 2% со стороны работника, работодателя и государства. Еще недавно каждый из нас дополнительно лично из своей зарплаты отправлял 1% от дохода в ПФР, потом эта тема ушла. Было бы целесообразным вернуться к аналогичной схеме, ведь эти 2% стали бы своеобразным обязывающим элементом заботы о своей будущей пенсии", - сказал он.

В рамках накопительного элемента человек, по сути, не заинтересован в том, чтобы его накопительная часть пенсии была большой, полагает эксперт. Три года заморозки – это не предмет для бурного возмущения. Потому что люди этих денег не видят – за них платит работодатель, и очень немногие следят за состоянием своего пенсионного счета. А вот проблемы со страхованием пенсии на уровне инфляции могут стать поводом для населения к выходу на улицы, так как если пенсии не застраховать на уровень инфляции, то очень быстро станет очевидно, что у пенсионеров снижается уровень жизни. Получается, сиюминутные задачи решаются за счет средств людей, которые пока не осознают их значимости, говорит Сосков.

Единственным выходом из данной ситуации станет, видимо, либо резкое увеличение доходов бюджета, либо перевод накопительного элемента в добровольно-вмененный: 6% от фонда заработной платы и некая компенсация тех длинных денег, которые ушли из пенсионной системы в виде заморозки накопительного элемента, отмечает он.

Это могло бы быть компромиссным решением, считает эксперт. Работодатель будет согласен, если его взносы в ПФР за сотрудников уменьшат на 2%. Со стороны работника, наверное, могут быть возражения, но нивелировать это можно тем, что работник теперь будет с большим интересом следить за состоянием счета. Поэтому здесь некое недовольство можно перевести в область заботы о своей собственной пенсии.

"Возникает вопрос, а готово ли государство в нынешних условиях доплачивать 2% в эту систему? Если мы готовы быть социально ориентированным государством и не просто декларировать это, а принимать реальные решения, то надо заботиться не только о состоянии нынешних пенсионеров, но и тех, кто будет выходить на пенсию через 25-30 лет. Если эту систему не ввести сейчас, то жизненный уровень людей, выходящих на пенсию без накопительного элемента в будущем, мы отдадим исключительно на волю случая и на призрачную надежду о хорошем состоянии бюджета в момент выхода человека на пенсию", - рассуждает он.

Со стороны государства, считает эксперт, надо принять мужественное решение: прийти к тому, чтобы изменить формат накопительного элемента в добровольно-вмененном варианте, так как иные чисто добровольные форматы не подойдут. "Мы уже сталкивались с ситуацией, когда государство в рамках софинансирования на 12 тысяч рублей взносов в год доплачивало такую же сумму. Казалось бы, идеальное предложение для граждан, но лишь 5,6 миллиона человек написали заявление о вступлении в программу софинансирования пенсии, а взносы направляли еще меньше", - добавил он.

ВОЗВРАТ ДОВЕРИЯ

Банк России в проекте основных направлений развития финансового рынка на трехлетний период отмечал, что мораторий на перечисление пенсионных накоплений на фоне недостаточного понимания населением механизма заморозки формируют условия для снижения доверия населения к накопительному элементу, что влечет за собой уменьшение прироста долгосрочных инвестиций.

"Доверие можно вернуть нормальным инвестированием этих денег, потому что добиться уровня инфляции ежегодно невозможно. Должно быть сохранение покупательской способности, либо понимание того, что это компромисс – сейчас даже если мы отщипываем от себя в рамках добровольно-вмененной системы 2%, то в будущем эти деньги вернутся и позволят нормально существовать в старости", - говорит Сосков.

Регулярная заморозка пенсионных накоплений не только подрывает доверие граждан к самой системе и обещаниям властей, но и понижает коэффициент замещения, то есть соотношение средней пенсии к средней зарплате в ближайшие годы, заявил на прошлой неделе на организованном УК "КапиталЪ" Российском пенсионном конгрессе экс-глава Минфина РФ Алексей Кудрин.

"Этот вывод должен предостеречь всех нас от необдуманных действий, последствия которых могут отразиться не только на будущих пенсионерах, но и на тех, кто выходит на пенсию уже сейчас", - отметил Сосков.

ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

По мнению Соскова, активно обсуждаемая в последнее время тема повышения пенсионного возраста могла быть успешно реализована в то время, когда российский бюджет не испытывал дефицита.

Повышение пенсионного возраста идет за повышением качества жизни. Раньше средняя продолжительность жизни в стране была 59 лет, поэтому сложно было говорить о повышении пенсионного возраста. Если сейчас средняя продолжительность жизни свыше 71 года, и эта тенденция будет увеличиваться, то рано или поздно государство будет вынуждено повысить пенсионный возраст.

"Другое дело, что в свое время, когда вводился накопительный элемент, мы упустили свой шанс в тучные годы высоких цен на нефть провести это быстро и безболезненно. Когда государство могло бы в течение 10 лет постепенно повысить планку выхода на пенсию. Сейчас очевидно, что в нынешних реалиях повышение пенсионного возраста необходимо, но сделать этот шаг без потери электората невозможно", - рассуждает он.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ НПФ

Экономический план правительства на 2016 год предусматривает пополнение доходов бюджета за счет приватизации части госактивов. Глава РСПП Александр Шохин ранее заявил, что участие НПФ в приватизации может дать результат в виде повышения устойчивости пенсионной системы.

"На мой взгляд, это одна из возможных в нынешних экономических условиях интересных идей. В рамках приватизации правительство боится того, что акции того или иного стратегического предприятия могут достаться "неправильному" инвестору. Мне кажется, что участие пенсионных денег в приватизации и диверсифицированное размещение в портфели государственно значимых предприятий даст реальные деньги экономике", - говорит Сосков.

Вместе с тем управляющий задается рядом вопросов. Основной принцип управления активами – это доходность, пусть даже в отдаленной перспективе. "Нужно понимать, если пенсионные деньги участвуют в приватизации, а предприятие работает неэффективно, то как в этой ситуации пенсионные фонды должны выходить из этих акций?" - говорит он.

По его словам, он не против самой идеи вхождения в рамках приватизации и покупки портфелей предприятий в активы НПФ, но необходимо разработать соответствующий механизм, определить какой-то срок для удержания бумаг, установить вето на их продажу.

Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев также заявлял, что правительство может разрешить пенсионным фондам изменить их инвестиционные декларации, чтобы фонды могли полноценно участвовать в процессе приватизации.

"Все зависит от негосударственного пенсионного фонда и от его инвестиционной декларации. Если он считает, что количество акций должно быть увеличено в портфеле, если ликвидность этих акций будет возможна, а не заморожена в рамках приватизации, то это один из инструментов, с которым можно работать. Другое дело – готовы ли НПФ, выполняя обязательства перед гражданами, доверившими им свои деньги, выплачивать пенсию в желаемом объеме", - отмечает Сосков.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.