Дискуссия о будущем надзора за банками должна быть профессиональной - Симановский

МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Вопрос модернизации системы банковского регулирования и надзора достоин профессионального обсуждения: консервативного, критического анализа ситуации и имеющихся предложений, считает директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России, член совета директоров ЦБ Алексей Симановский.

Симановский написал замечания к докладу "Модернизация банковского регулирования и надзора. Уроки кризиса", подготовленному и рассмотренному банковской комиссией РСПП 11 февраля. Текст тезисов Симановского имеется в распоряжении РИА Новости.

"Некритический римейк ранее уже внесенных предложений вряд ли полезен... В основной своей части содержащиеся в докладе предложения по развитию банковского регулирования и банковского надзора представляют собой "нарезку" из подходов, которые на протяжении последнего года-двух обсуждаются международным сообществом. Разумеется, эти подходы надо обсуждать и в России. При этом обсуждать "по-взрослому". Ведь речь идет о развитии так называемых пруденциальных подходов. А "пруденциальный" значит "разумный". А "разумный" значит учитывающий все "за" и "против"", - пишет Симановский.

РАЗБЕРЕМСЯ В ТЕРМИНАХ

Одним из недостатков доклада Симановский считает то, что в нем, несмотря на название, не представлена позиция авторов по вопросу об уроках, а стало быть, и о причинах кризиса. "Кажется естественным танцевать на тему уроков кризиса от печки обусловивших его причин, так как именно идентификация этих причин является условием выработки эффективных мер по профилактике подобного рода кризисов в будущем", - полагает директор департамента ЦБ.

В свою очередь, выработка таких мер является демонстрацией того, что уроки кризиса надлежащим образом усвоены.

Сами авторы в качестве "ударного" направления развития банковского регулирования и надзора выделяют так называемый макропруденциальный подход, фактически противопоставляя его микропруденциальному и объявляя первый подход авангардом, а второй - арьергардом надзора на обозримую перспективу, пишет Симановский.

При этом не предпринимается попыток дать определение макропруденциальному надзору - и это вряд ли оправдано, так как термин относительно новый и широким кругам не понятный. "Не до конца он пока понятен и узкому кругу далеких от народа экспертов, о чем свидетельствуют в том числе разные комбинации возможных компонентов этого нового явления в послекризисном надзоре", - считает автор замечаний к докладу.

ВТОРОЙ КОНТУР НАДЗОРА

Положение о значимости надзора за наиболее крупными, системообразующими банками не вызывает сомнений. "И это отнюдь не новое положение, в том числе и по российским меркам. Более того, не просто не новое, а старое, как сам надзор. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть хотя бы в закон о Банке России", - напоминает Симановский.

Кроме того, сформировав в 2008-2009 годах так называемый второй контур надзора за системообразующими банками, Банк России сделал серьезный практический шаг по пути перераспределения надзорных ресурсов в пользу таких банков.

"Так что с вниманием Банка России к крупнейшим банкам все достаточно прозрачно. Другое дело, что у авторов возникает неувязка с тезисом о том, кто теперь в надзорном доме хозяин. Конечно, микропруденциальный надзор для пользы дела можно окрестить макропруденциальным, но карася в порося это не превратит", - образно выразился представитель ЦБ.

КАЖДОМУ СВОЕ

Авторы доклада обсуждали также возможность дифференцировать пруденциальные требования по банкам разной величины и пришли к выводу, что сделать это необходимо.

"Действительно, такие предложения международным сообществом обсуждаются. Тем не менее, вопрос не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, представляется, что в отсутствие какого-либо практического опыта все "за" и "против" должны быть внимательно изучены", - предупреждает Симановский.

"При этом не стоит забывать, что на протяжении многих лет, в эпоху победного шествия по планете Базеля II, концепция была прямо противоположной. А именно, считалось, что крупнейшие банки способны обладать более развитыми системами управления рисками - и в силу этого пруденциальные нормы в отношении таких банков могут быть более щадящими. Натурально, маятник. Но может быть, стоит остановить мгновение, обдумать ситуацию? Может быть, вопрос не в габаритах, а - опять же - в профиле и уровне рисков и в качестве управления ими?", - отмечает представитель ЦБ.

ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ

Авторы доклада рассматривают в качестве самостоятельного элемента модернизированной регулятивной системы контрциклическое регулирование (возможность определенного послабления в период кризиса и, напротив, ужесточения в благоприятной ситуации - ред). "И это тоже неожиданно, так как контрциклическое регулирование, во-первых, представляет собой элемент именно макропруденциального регулирования, причем элемент центральный, в отличие, скажем, от упомянутого акцента на надзор за системно значимыми банками, и во-вторых, элемент действительно новый, в отличие от многого остального", - полемизирует Симановский с авторами доклада.

При этом под контрциклическим регулированием в докладе понимается исключительно динамическое резервирование, эффективность которого активно подчеркивается. "Современная концепция контрциклического регулирования ориентируется не на динамическое резервирование, а на ряд других инструментов, в том числе на так называемые контрциклические буферы капитала и ликвидности. Так что предложения в части контрциклического регулирования по формальным признакам несколько отстают от жизни", - отмечает директор департамента ЦБ.

Главным же является вопрос о возможных последствиях реализации контрциклических подходов в регулировании. "Данная проблема носит действительно концептуальный характер и достойна самого обстоятельного изучения", - убежден Симановский.

"К макропруденциальному регулированию авторы доклада почему-то относят любимую многими в России тему мегарегулятора, хотя связь здесь скорее по созвучию терминов (макро-/мега- регулирование), нежели по сути дела. Кроме того (и кризис тому свидетельство), организационная форма регулирования вряд ли может существенным образом влиять на достижение поставленных целей, что макро-, что микро-", - считает он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.