МОСКВА, 6 июн - РИА Новости/Прайм. Решение арбитражного суда по иску "Транснефти" к Сбербанку по сделке с деривативами - это не частная история отдельных компаний, а кейс, который окажет большое влияние на рынок, на то, какие будут заключаться сделки, на каких условиях, считает глава комитета по срочному рынку "Московской биржи", руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
Арбитражный суд Москвы в четверг по иску "Транснефти" признал недействительной убыточную для компании сделку с производными финансовыми инструментами, заключенную со Сбербанком перед произошедшей в 2014 году девальвацией рубля.
Суд обязал применить последствия недействительности сделки в виде двойной реституции, стороны будут должны возвратить друг другу все полученное по сделке. Сбербанк ранее сообщил, что сумма оспариваемой трубопроводной компанией сделки составляет 66 миллиардов рублей. Такую сумму "Транснефть" выплатила банку.
Уже сейчас, имея отрицательный исход, банки остерегаются продавать структурные продукты, в которых был бы заложен риск, который берет на себя клиент, отмечает Романчук.
"В данном случае аргументация "Транснефти" сводилась к тому, что они не до конца понимали, каковы могут быть финансовые последствия, и тем самым заключили сделку, которая им не подходит. Естественно, что это случай общего положения, и удар по рынку может быть нанесен, так как могут быть поданы аналогичные иски другими компаниями", - сказал он РИА Новости.
При этом вряд ли Сбербанк на самом деле нарушил что-то, считает он. "Естественно, они (менеджер Сбербанка - ред.) раскрывали риски при заключении этой сделки. Скорее, это является недосмотром казначейства "Транснефти", которое взяло те риски, которые неподобает (брать - ред.)", - полагает эксперт.
Чтобы рынок структурных продуктов развивался, по всей видимости, необходимо принимать решения, которые гарантировали бы исполнение сделок и невозможность их оспорить в суде, считает Романчук. Для этого, скорее всего потребуется вмешательство регулятора - Банк России что-то должен будет предложить, полагает он.
Что именно, обсуждается на профессиональных платформах, например, на Совете по производным финансовым инструментам, который объединяет участников, руководителей НАУФОР, АРБ, так как этот вопрос касается фактически всех участников, добавил он.
"Последствия могут быть таковы, что не удастся заключать не только сделки, которые можно было посчитать спекулятивными, но и хеджирующие сделки, которые реально уменьшают риски финансовых потоков компаний. Для них уменьшатся возможности по достижению необходимого финансового результата, дороже будет стоить хедж. Вообще непонятно, как закладывать такого рода огромные риски в сделки. В результате экономика получит удар, а финансовая стабильность будет под вопросом: банки не смогут предложить продукт с тем, чтобы клиенты могли хеджирование свои риски", - комментирует Романчук.
Как следствие, этот риск в системе не будет перераспределяться правильным образом, а может находиться на тех же корпоративных компаниях, которые в случае неблагоприятных событий на финансовом рынке будут получать убытки, считает он.
По его мнению, есть разные подходы, как решить эту проблему. Регулирование ЦБ сейчас распространяется на профессиональных участников рынка; возможно, необходимо вводить категорию каких-то профессиональных участников рынка и среди корпоративных с тем, чтобы дать возможность заключать сделки с банками, предлагает Романчук.
"Пока после такого решения (суда - ред.) вряд ли банки будут брать на себя такого рода риск и продолжать заключать похожие структурные сделки. Более того, и более простые сделки могут быть оспорены на том же основании. В общем, это, конечно, "бомба", это такой кейс, который определит будущее рынка деривативов",- считает он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.