МОСКВА, 14 мая - РИА Новости/Прайм. Банк России с 13 мая возобновил проведение прямых интервенций на валютном рынке. Регулятор сообщил, что намерен покупать по 100-200 миллионов долларов в день. Банковские эксперты по-разному восприняли решение регулятора, но сошлись во мнении, что оно является не совсем последовательным.
Мнения экспертов разделились в вопросе, какие цели преследовал ЦБ, возобновив интервенции. Несмотря на то, что регулятор прямо указал, что решение направлено не на поддержание определенного уровня курса рубля, а на пополнение международных резервов, одни эксперты считают, что для ЦБ важнее курс рубля, другие склоняются к версии, что резервы.
"На наш взгляд, первоначальной целью такого решения является все-таки потребность в пополнении золотовалютных резервов, сильно сократившихся в прошлом году на 124 миллиарда долларов - до 385,5 миллиарда долларов, и в меньшей степени - недопущение чрезмерного укрепления рубля", - считает аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова.
По словам главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, укрепление рубля является определенной проблемой с точки зрения бюджета, который выиграл от прошлогоднего ослабления рубля. Быстрое укрепление рубля может спровоцировать и новую волну оттока капитала. "Для нас вполне очевидно, что это решение продиктовано желанием денежных властей стабилизировать курс на отметке около 50 рублей за доллар", - приводит иную точку зрения Орлова.
Аналитик Росбанка Евгений Кошелев полагает, что в этом решении сошлись интересы ЦБ, для которого пополнение резервов, хоть и не является первоочередной и очень важной задачей, но все же является благом, а также интересы правительства, для которого крепкий рубль негативно сказывается на бюджете.
"Формально ЦБ не имеет цели по курсу – не может ставить для себя ни промежуточную, ни какую другую цель по ослаблению рубля. Это вещь, которую мы вынуждены видеть в его действиях. Вся совокупность факторов и причин, которые обусловили это решение, она указывает на то, что некоторое влияние со стороны правительства на ЦБ выросло. Для правительства, для Минфина слабый курс намного важнее", - считает эксперт.
НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИКИ
Выбранная Банком России политика восполнения резервов может быть оправдана, учитывая текущую экономическую ситуацию, но из-за того, что она идет в противоречие с предыдущим заявлением, она снижает прогнозируемость действий регулятора, говорит главный экономист "Открытие Капитал" Дарья Исакова.
"Это немного непоследовательное решение. 10 ноября в пресс-релизе, посвященном переходу в свободное плавание рубля, ЦБ говорил, что возможность интервенций сохраняется, но их проведение возможно лишь в случае возникновения угроз для финансовой стабильности. Заметных новообразованных угроз для финансовой стабильности мы не наблюдаем, а интервенции появились", - отмечает эксперт.
Исакова напомнила, что в конце прошлого года рынки ожидали, что ЦБ будет проводить массивные интервенции для предотвращения рисков финансовой стабильности. Но регулятор их не проводил даже в "черный вторник", последовавший за решением ЦБ экстренно повысить ключевую ставку на 6,5 процентных пункта до 17%, когда на рынке началась настоящая паника.
"Доверие и прогнозируемость – очень важные факторы при проведении политики инфляционного таргетирования. Психологический фактор, когда ты точно чего-то ожидаешь от регулятора, но этого не происходит, приводит в большинстве случаев к нежелательным последствиям", - добавила она.
"Мы негативно относимся к решению ЦБ возобновить интервенции. Это решение говорит о том, что предпочтение ЦБ к свободному плаванию рубля носит ассиметричный характер: регулятор не противодействует резкому ослаблению рубля, как это было видно из опыта декабря прошлого года, однако не готов допускать сильной волатильности рубля в сторону укрепления", - согласна Орлова из Альфа-банка.
По мнению эксперта, решение ЦБ предусматривает, что курс продолжает играть роль ориентира не только для экономики, но и для самих монетарных властей. "Хотя объем интервенций невелик, мы считаем, что решение ЦБ ставит под сомнение стратегию инфляционного таргетирования", - добавила Орлова.
"ЦБ перешел к плавающему курсу, отказался осуществлять интервенции и вмешиваться напрямую в валютный рынок. С точки зрения последовательности политики, даже несмотря на такие сверхкомфортные условия как крепкий рубль и сильная нефть, решение вновь покупать валюту не совсем правильно", - считает Кошелев из Росбанка.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Согласны эксперты и в том, что интервенции на 100-200 миллионов долларов не слишком значительны, а в случае необходимости могут быть уменьшены.
"Для валютного рынка заявленные объемы покупок незначительны: ЦБ начал покупать валюту еще вчера, и это практически оказалось незамеченным. Если при подобных объемах покупок регулятора при прочих равных рубль начнет дешеветь сильнее, в какой-то степени это будет указывать на его фундаментальную перекупленность", - отмечает Помельникова из Райффайзенбанка.
Аналитик ожидает, что при прочих равных до конца второго квартала курс рубля не должен сильно отклоняться от текущих уровней. Ослабление рубля, по мнению Помельниковой, возможно в третьем-четвертом кварталах, когда появится риск снижения объемов валюты, поступающих по текущему счету (менее выраженное падение импорта), а также сохранится неясность масштаба возможности рефинансирования внешнего долга компаниями при одновременном росте утилизации лимита валютного рефинансирования ЦБ и его удорожания.
"На мой взгляд, решение проводить интервенции достаточно долгосрочное. Думаю, что 2-4 миллиарда долларов в месяц – это очень умеренная сумма. Чтобы восполнить резервы, проданные в прошлом году, потребуется почти два года", - подсчитала Исакова из "Открытие Капитал", не исключив, что ЦБ может остановить интервенции, если почувствует, что рубль стал слабее фундаментальных уровней.
Аналитик Росбанка Евгений Кошелев в свою очередь отмечает, что в мировой практике регуляторы, осуществляя интервенции по покупке или продаже валюты, тем более в условиях плавающего курса, объявляют объем этих интервенций и сроки. В случае с решением Банка России таких ориентиров нет, а их место может занять реакция рубля.
"Если Банк России считает фундаментальным курс доллара на уровне 53-55 рублей, то при достижении этой отметки интервенции, скорее всего, будут минимизированы. Если в течение нескольких сессий или в целом реакция локальных игроков станет резко негативной, то есть рубль начнет быстро проваливаться, то ЦБ тоже замедлит темпы. Если же курс так и останется в пределах 50 рублей за доллар, то регулятору ничто не помешает в течение нескольких месяцев покупать валюту для резервов абсолютно свободно", - заключил он.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.