МОСКВА, 9 сен - РИА Новости. Начало сентября выдалось богатым на экономические новости - наиболее важным для РФ и Европы стало начало заполнения газом трубопровода "Северный поток", призванного снизить зависимость от украинского транзита. Российские власти после очередной авиакатастрофы заговорили о необходимости ставить во главу угла безопасность полетов, а не отечественный авиапром, а также несколько конкретизировали расширенный план приватизации.
Значимым для банковского сектора стало подписание соглашения о приобретении Сбербанком первого актива в дальнем зарубежье – Volksbank International (VBI). Мировые фондовые рынки пытались подняться на заявлениях чиновников по обе стороны океана, но опасения инвесторов за будущее экономики оказались сильнее и в итоге увели индексы вниз.
БЕЗ ПЯТИ МИНУТ NORD STREAM
Начавшееся на этой неделе заполнение газом первой очереди «Северного потока» стало знаковым событием как для российской, так и для европейской энергетики. Премьер-министр Владимир Путин запустил процедуру заполнения трубопровода техническим газом с пульта управления. К началу октября первая нитка "Северного потока" пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа должна быть готова к коммерческим поставкам.
Более весомые очертания обретает и «Южный поток» - его акционеры подпишут соглашение 16 сентября. При этом доля итальянской Eni в проекте сократится до 20%, французская EDF и немецкая Wintershall получат по 15%. Остальные 50% придутся на долю "Газпрома" .
Российская сторона выразила надежду, что подвижки по газопроводам выведут отношения с Украиной, настаивающей на пересмотре газовых контрактов, на новый уровень, и напомнила Киеву, что поезд под названием «дешевый российский газ» может завезти и в тупик. Москва еще раз подчеркнула, что считает действующие контракты соответствующими всем требованиям европейского газового рынка и готова доказать это в судах, а вопрос о корректировке цен на газ может быть рассмотрен только при слиянии "Газпрома" и "Нафтогаза".
Выход обоих "потоков" на проектную мощность станет адекватной заменой украинскому транзиту. В 2010 году через территорию Украины было транспортировано около 97,8 миллиарда кубометров газа, в том числе транзит энергоносителя потребителям в Западной Европе составил 94,6 миллиарда кубометров. Ежегодная плановая мощность "Северного потока" – 55 миллиардов кубометров, "Южного потока" - 63 миллиарда кубометров.
В свою очередь украинская сторона считает, что запуск "Северного потока" может оказать лишь незначительное влияние на транзит газа через украинскую газотранспортную систему. При этом Еврокомиссия никаких проблем с поставками газа в Европу этой зимой не ожидает.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Российские власти после авиакатастрофы Як-42 вновь пытались разрешить наболевший вопрос безопасности полетов. По словам президента Дмитрия Медведева, правительству придется принять непростое решение по обновлению отечественного авиапарка, и приоритетом должны быть не интересы российского авиапрома, а безопасность пассажиров. Если свои авиапроизводители не способны раскрутиться, то нужно покупать технику за рубежом, пояснил он.
Эксперты в целом относятся к этой идее позитивно. Она подразумевает снижение или обнуление пошлин на ввоз всех видов самолетов, считают они. По мнению экспертов, пошлины отрицательно сказываются и на безопасности полетов, поскольку распространяются не только на самолеты, но и на авиазапчасти.
Хуже от их отмены отечественному авиапрому не станет, поскольку масштабно гражданские самолеты в РФ сегодня не производятся, резюмируют они.
Вторая идея Медведева – радикальное сокращение действующих в стране авиакомпаний. По его словам, остаться должны авиакомпании, имеющие силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату. В свою очередь эксперты уверены, что количество авиакомпаний никак не связано с безопасностью полетов, а их сокращение отрицательно скажется на внутренних авиаперевозках. Вариант решения проблемы - субсидирование по социально значимым, но не рентабельным маршрутам, говорят они.
Приобретение современных авиатранспортных средств необходимо даже несмотря на то, что это серьезные затраты для бюджета, подчеркнул Медведев, пообещав дать правительству поручение по разработке «большой программы», требующей «больших денег». Правительству теперь предстоит найти механизмы господдержки частных перевозчиков.
ПРИВАТИЗАЦИЯ: СКРОМНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Минэкономразвития России в пятницу конкретизировало озвученные в начале августа планы расширенной приватизации на период по 2016 год. Директор департамента имущественных отношений ведомства Алексей Уваров рассказал, что в 2012 году планируется продать госпакеты в размере 10-15% акций "Роснефти" , 10% акций ВТБ , 4,11% акций ФСК ЕЭС , 25% акций "Совкомфлота", а также часть доли в "РусГидро" .
Он отметил, что в 2012-2014 годах государство также предполагает приватизировать пакеты таких крупных компаний и банков, как РЖД , "Транснефть" , "Зарубежнефть", "Интер РАО" , Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Уралвагонзавод , АЛРОСА, Россельхозбанк , "Росагролизинг" и Объединенная зерновая компания (ОЗК).
Про приватизацию 7,6% акций Сбербанка , которая намечена на 2011 год, представитель Минэкономразвития не говорил: решение по ее срокам и параметрам находится в компетенции непосредственного акционера - ЦБ. Немного ясности внес глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, Сбербанк и Банк России решили в текущий момент не проводить размещение из-за волатильности рынков, будут ждать "окна", которое может открыться как до Нового года, так и после.
Ранее приватизация предполагалась в меньших объемах, однако по поручению президента Дмитрия Медведева планы были скорректированы в сторону увеличения. Из крупных активов, включенных в расширенный приватизационный пакет, Уваров, говоря о планах на 2012-2014 годы, не упомянул только "Аэрофлот" , "Шереметьево" и Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК, ).
Минэкономразвития ожидает, что за счет реализации долей государства в крупных активах бюджет получит за ближайшие три года около 1,2 триллиона рублей, аналитики считают прогнозы слишком скромными.
СБЕРБАНК СТАЛ БЛИЖЕ К ЗАПАДУ
Сбербанк в четверг подписал соглашение о приобретении 100% восточноевропейского подразделения австрийской банковской группы Oesterreichische Volksbanken AG (VBAG) - Volksbank International (VBI). Сбербанк покупает VBI, за исключением румынского подразделения, по цене от 585 до 645 миллионов евро. Цена сделки зависит от финансовых результатов VBI по итогам 2011 года.
Ожидается, что сделка будет закрыта не позднее 15 февраля 2012 года. При ее закрытии Сбербанк заместит финансирование, предоставляемое VBI его акционерами - VBAG, немецкими DZ bank и WGZ bank, а также французским Banque Populaire Caisse d'Epargne - на сумму до 2,5 миллиарда евро.
При этом VBAG самостоятельно или в составе группы банков предоставит Сбербанку фондирование на 500 миллионов евро сроком на пять лет после закрытия сделки.
Сбербанк намерен провести ребрендинг VBI, правда, с конкретными формами, видами и сроками еще не определился. Кроме того, крупнейший российский банк намерен объединить новоприобретенную "дочку" и дочернюю структуру VBI на Украине - этот процесс начнется в следующем году. Греф также отметил, что Сбербанку придется расширять компетенцию VBI, ряд функций для которого исполняет бывший материнский банк.
Сеть VBI расположена в девяти странах Центральной и Восточной Европы. В случае успешного завершения сделки, это будет первое для Сбербанка приобретение в странах дальнего зарубежья. Сбербанк не исключает в дальнейшем приобретений банков в Румынии и Болгарии, а также рассматривает в качестве рынка присутствия Турцию и Польшу.
БИРЖАМ НЕ ДАЕТСЯ ПОЗИТИВ
Начало недели на фондовых рынках было ознаменовано масштабным обвалом индексов на фоне усиления опасений вокруг долговых проблем еврозоны и слабых статданных из региона. Страхи подогревались тем, что правящая партия Германии, сделавшая ставку на борьбу с долговым кризисом, проиграла региональные выборы. В итоге в понедельник европейские индексы в отсутствии поддержки из США (там отмечали День труда, и торгов не было) просели на 4%.
Отскок вверх в середине недели был обусловлен тем, что конституционный суд ФРГ принял решение о законности предоставления финансовой помощи Греции. Оптимизм фондовых площадок поддержала публикация сводки комментариев о современном экономическом положении в округах ФРС США Beige Book ("Бежевая книга"), согласно которым рост экономики США продолжается "умеренными" темпами.
Ближе к концу недели толику негатива добавили глава ФРС Бен Бернанке и президент США Барак Обама. Первому не удалось обнадежить рынки очередным заявлением о том, что Федрезерв располагает инструментами для поддержки экономики и готов их применить. Второй обнародовал новый план по борьбе с безработицей, однако инвесторы предположили, что принятие этого документа в конгрессе пройдет нелегко.
Эксперты отмечали, что на этой неделе российские индексы выглядели посильнее своих западных коллег, слабее реагируя на негатив. Это происходило, в том числе, благодаря 4-процентному росту цен на нефть в середине недели из-за сокращения объемов производства "черного золота" в США. Однако в пятницу нефть вновь начала дешеветь на фоне повышения курса доллара к мировым валютам.
Последнее происходит из-за сохраняющихся опасений за перспективы мировой экономики и активизации бегства инвесторов от риска. Кроме того, ЕЦБ понизил прогноз по росту экономики еврозоны. В течение недели евро преимущественно дешевел к доллару, а в пятницу упал до более чем полугодового минимума и достиг 1,37 доллара. Курс доллара расчетами «завтра» на торгах на ММВБ в пятницу вырос почти до 30 рублей - максимума с начала августа.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.