Национальное бюро кредитных исследований (НБКИ) 1 апреля представило результаты федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, АРБ, НБКИ и МСП Банка. Представленные данные, касающиеся кредитной истории россиян, оказались довольно интересными.
По данным опроса, почти половина россиян не знает о существовании бюро кредитных историй. Более того, 20% граждан не понимают самого понятия «кредитная история». При этом детальный анализ «знаний» физлиц свидетельствует о существенном их несоответствии реальности. Так, 56% опрошенных уверены, что кредитная история содержит сведения о месте работы заемщика, 52% — о доходах.
О том, что в кредитной истории отражаются сведения о просроченных платежах по кредиту, знают 49% респондентов, однако лишь 32% осведомлены о том, что в кредитной истории имеется информация обо всех когда-либо полученных займах, даже о тех, которые были выплачены точно в срок, а не только о тех, которые не погашены в данный момент. Более того, только 35% опрошенных в курсе, что у них есть право в любое время ознакомиться со своей кредитной историей. По результатам исследования было выделено семь мифов о кредитных историях, которые помогут в дальнейшем не только улучшить финансовую грамотность населения, но и повысить дисциплину и ответственность граждан в отношении оплаты по кредиту.
В исследовании также отмечается, что за последнее время спрос на кредитные истории со стороны заемщиков увеличился. Если в марте 2012 года было около 3 тыс. запросов, то уже через год их число выросло примерно до 30 тыс. Впрочем, такие показатели, на мой взгляд, вполне закономерны. Как только россияне узнали о существовании бюро кредитных историй, а также активно стали оформлять ссуды, появился интерес к своим кредитным историям.
Благодаря проникновению Интернета и появлению различных электронных услуг получить данные по своей кредитной истории не составляет большого труда. Если клиента нет в базе НБКИ, это говорит о том, что кредитов он раньше не оформлял, поэтому банк зачастую рассматривает его как надежного заемщика. При этом во внимание принимаются платежеспособность гражданина, его доход, а также ряд других факторов, которые могут отличаться от банка к банку. Как правило, если банк отказывает в выдаче кредита, то не объясняет причину отказа. А заемщику всегда интересно узнать, что послужило поводом для отказа. Ведь отказ одного банка не означает, что другой банк также даст отрицательный ответ. В этой связи клиентам интересно, что могло стать камнем преткновения для кредитной организации, не согласившейся дать ему взаймы, и исправить свое положение, чтобы все же получить одобрение по кредиту в другом банке.
Однако пока сведения о клиентах не предоставляют микрофинансовые организации, для которых Минфин уже готовит соответствующие законодательные поправки. Как только они вступят в силу, база НБКИ может пополниться как минимум 1,3-1,5 млн человек.
Очевидно, что наибольшее число кредитных историй в НБКИ представлено крупными банками, такими как Сбербанк и ВТБ. Менеджмент этих кредиторов отмечает, что добросовестность заемщиков в последние годы повышается. Например, в Банке Возрождение указывают на то, что ипотечный кредит гасится гораздо раньше того срока, который указан в кредитном договоре. В целом расширение базы кредитных историй клиентов позволит банкам быстрее осуществлять скоринг, а также поддерживать долю просроченных кредитов на минимальном уровне.
Екатерина Кондрашова, аналитик Инвесткафе
Комментарии отключены.