Ступенька вниз или площадка для старта?

Ухудшение положения на мировом рынке прямых инвестиций подтверждается общей стагнацией, наблюдаемой в области слияний и поглощений. Пессимистические данные по мировым сделкам M&A подтверждаются последним отчетом Merril Datasite. Так, если в первом полугодии 2011 г. общемировой объем сделок M&A составил 1,2 трлн долл. США, при количестве сделок в 6 849 шт., то в аналогичном периоде 2012 г. количество сделок сократилось до 5 747 шт., а объем снизился до 981,6 млрд долл.

Объяснения привычны – нестабильная экономическая ситуация, европейский долговой кризис, высокая волатильность на рынках долга и капитала, изменения в регуляторной политике США, замедление экономического роста Китая и США, инфляция и дефляция, изменчивая монетарная политика.

Все эти факторы формируют ключевой риск, волнующий подавляющее большинство инвесторов (65% по данным Goldman Sachs Asset Management) – низкая доходность от инвестиционной деятельности. Улучшений ситуации, к примеру, среди инвесторов страхового сектора, ожидают лишь 14%, в то время как 48% предполагают ухудшение ситуации. В связи с этим, приоритетными, с точки зрения увеличения доли в портфеле, инвесторы видят следующие направления: высокодоходные облигации, недвижимость и прямые инвестиции.

Любопытный факт. Рынок M&A (по объему и количеству сделок) стагнирует не во всех областях – ряд секторов показывает рост по обоим этим показателям. Так, если смотреть по рынку M&A в целом, рост объема сделок произошел в потребительском секторе, транспортной отрасли, телекоммуникационной сфере, оборонной промышленности.

Это говорит о том, что стагнация не носит всеобъемлющего характера. Но в целом планка экономического благополучия опустилась. Что это значит? Для развитых стран – снижение экономического благополучия их собственного населения, приводящее к ухудшению уровня жизни, снижению потребностей. Но население ряда стран все равно живет ниже этого уровня, что дает им возможность для роста даже в новых экономических условиях. И именно компании из этих стран являются потенциально привлекательными объектами для инвестиционной деятельности. Примером может служить Латинская Америка, где расположены страны с достаточно низким средним уровнем жизни. И именно там, по итогам 1-го полугодия, вырос объем сделок M&A, а 40% от этого объема пришлись на потребительский сектор. Отчасти схожа ситуация и в России, где по данным УК «РВМ Капитал», и количество, и объем сделок также выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Оптимисты воспринимают текущую ситуацию как площадку для старта. Рынок M&A в целом может продолжать снижаться, но рынок PE может начать демонстрировать тенденцию к росту уже в ближайшее время, т.е. начиная со следующего года. В особенности это верно для инвестиций в бизнес Европы. Продолжающийся уже три года кризис представляет беспрецедентную возможность для осуществления инвестиций с долгосрочными горизонтами планирования. Крупнейшие мировые фонды приобретают компании, создают новые фонды и мобилизуют капитал на сделки в европейском регионе. Примером могут служить действия таких гигантов рынка прямых инвестиций, как Carlyle, Blackstone, Bain Capital Partners LLC и др. Сложность с привлечением долга для бизнеса помогает фондам в переговорах собственниками компаний.

Дополнительным фактором привлекательности является и получившая свое подтверждение понижательная тенденция стоимости компаний. Согласно данным Argos Mid-Market Index, мультипликатор EV/EBITDA, в рамках сделок, осуществляемых в еврозоне, продолжил свое падение, упав на 2,8% в течение квартала, и на 9,1% с начала года, составив на конец июля 7,0. Данное значение, хоть и значительно ниже максимального, достигнутого в декабре 2006 г., (9,1), в то же время выше дна, зафиксированного в июне 2009 г. (5,7)

Стоит отметить, что мультипликатор при сделках стратегов выше, нежели при сделках LBO – 7,5 и 6,6 (на июнь 1-го полугодия 2012 г. соответственно). Это более естественная ситуация, чем была за последние два года, когда хотя мультипликаторы двух видов M&A были практически равны, но все же значения LBO были выше. В данном случае, если говорить о Еврозоне – то это знак того, что крупные стратеги, видя слабость экономики, стали более активно рассматривать европейский рынок в поисках компаний, удобных для приобретения. (Хотя общая европейская M&A активность снизилась до уровня 2009 года).

Уверенность в том, что за 7-10 летний период рынки поднимутся выше сегодняшнего уровня, достаточно высока, что обеспечивает, как говорилось выше, благоприятные позиции для фондов прямых инвестиций, планирующих свои действия на долгосрочную перспективу. Риск заключается в другом – если негативный экономический фон сохранится в среднесрочной перспективе, то не все бизнесы, приобретенные фондами прямых инвестиций, доживут до этого прекрасного дня.

Именно поэтому удачных сделок можно ожидать скорее от крупных фондов, обладающих достаточно большой подушкой безопасности, способной защитить компанию в случае наступления каких-либо экстренных неблагоприятных событий

Николай Молчанов, директор по стратегии и развитию, ЗАО УК «РВМ Капитал»

Комментарии отключены.