Что будет с торговым эквайрингом?

Во вторник, первого ноября, стало известно о том, что Альфа-банк продает бизнес корпоративного эквайринга профильной компании UCS. Эта новость вызвала обсуждение более глобальной темы. Поговаривают, что крупные банки начали отказываться от бизнеса по обслуживанию расчетов покупателей в магазинах с использованием кредитных карт, продавая эквайринг, балансирующий на грани рентабельности. Но так ли это на самом деле?

То, что Альфа-Банк решил продать бизнес корпоративного эквайринга, совсем не означает, что крупные банки откажутся от обслуживания покупателей с использованием банковских карт. Один из крупнейших по величине активов частных банков отказался от своей эквайринговой сети в торговых точках в угоду развития интернет-эквайринга.

Более того, данная продажа может пойти клиентам на пользу. Во-первых, покупателем выступает профильная компания, которая за счет Альфа-банка увеличит объем своего бизнеса на 30%, а также продолжит интенсивно развивать эквайринговый бизнес в России. Во-вторых, сам Альфа-банк будет активнее работать в интернет-эквайринге, что сделает покупки в интернет-магазинах более удобными. Альфа-банк остается расчетным банком для переданных UCS эквайринговых точек.

Корпоративный эквайринговый бизнес в России имеет огромный потенциал, однако требует серьезных затрат на создание инфраструктуры, а интернет-эквайринг требует гораздо меньших затрат. В посткризисный период сегмент банковских карт стал активно развиваться. Темпы роста объемов эмиссии выросли более чем в 3 раза, а количество эквайринговых терминалов увеличилось на 56,2%. Тем не менее есть два основных сдерживающих фактора, которые препятствуют активному использованию банковских карт.

В первую очередь это инфраструктура, которая практически отсутствует на территории России. В то время как в Европе многие автоматы не принимают наличных денег, а в кассе магазина может не оказаться сдачи со 100 евро, в России даже многие крупные торговые центры все еще не принимают к оплате банковские карты.

У нас также недостаточно совершенные каналы связи и серьезные задержки при обмене информацией между банком и эквайринговым терминалом. На Западе же подобные операции происходят за доли секунды. И все-таки существующая проблема, на мой взгляд, скорее сравнима с непаханым полем, на котором при должном уходе можно вырастить богатый урожай. У нас есть огромный потенциал развития инфраструктуры и услуг, связанных с использованием платежных банковских карт.

Основными игроками на рынке эквайринговых терминалов являются Сбербанк (около 150 тыс. точек) и Банк Русский Стандарт (около 145 тыс. точек), которые занимают более 60% рынка. Для них эквайринговый бизнес — устойчивый и приносящий стабильный, постоянно растущий доход актив. От операций с пластиковыми картами Сбербанк, например, получает около 20% чистого комиссионного дохода. Однако для остальных участников рынка развитие эквайрингового бизнеса связано серьезными затратами на закупку оборудования и демпинговыми комиссиями для более эффективной конкурентной борьбы.

Еще одним камнем преткновения является сознание российских граждан: люди опасаются использовать банковские для оплаты товаров и услуг, поскольку много раз слышали, что существуют грабберы и скимминговые системы, которые позволяют мошенникам считывать информацию с карты и красть с нее деньги.

Но здесь важно отметить, что более 60% финансовых преступлений, связанных с банковскими картами, осуществляются через банкоматы путем установки в них тех самых скимминговых устройств. При этом на махинации с пластиковыми картами в торговых точках приходится менее 20% финансовых преступлений. Сейчас сознание людей постепенно меняется: доля операций по оплате товаров и услуг картами возросла с 13% до 19% за последние 2 года.

Таким образом, сейчас не стоит опасаться сокращения торгового эквайринга в России, хотя возможно изменение структуры участников рынка. Более того, в ближайшее время рынок торгового эквайринга будет переживать бурный рост. При этом моими фаворитами в банковском секторе продолжают оставаться обыкновенные акции Банка Санкт-Петербург с целевой ценой 143 рубля, а также привилегированные акции Сбербанка, целевая цена которых составляет 81 рубль.

Никита Игнатенко, аналитик Инвесткафе

Комментарии отключены.