Художественные ценности для инвестора ― это, прежде всего, своего рода защитный актив, который лишь в незначительной степени подвержен общим тенденциям мировой экономики. У таких активов специфическое ценообразование, которое зависит в основном от тенденций в мировом искусстве и заинтересованности искусствоведов.
На рынке художественных ценностей стоимость активов определяют специалисты, отдающие предпочтение тем или иным направлениям искусства. Для российского инвестора существует несколько основных способов вложиться в художественные ценности. Первый и наиболее очевидный ― прямое инвестирование, то есть непосредственная покупка предметов искусства на аукционах или в специализированных галереях. Причем такие активы не обязательно стоят баснословных денег: вполне можно приобрести предмет искусства и за 30 000 рублей.
Тем не менее такое вложение может не принести желаемых результатов, поскольку смена модного тренда, например, может снизить стоимость той же картины или статуи. И наоборот, признание неизвестного художника ценителями искусства и резко возросший интерес к его персоне способны многократно увеличить цену актива. Из этого можно сделать достаточно простой вывод: такие покупки стоит совершать либо при наличии серьезной подготовки в вопросах, касающихся актуальных тенденций в мире искусства, либо при участии эксперта-искусствоведа, который обладает необходимым багажом знаний.
Второй способ ― коллекционирование предметов искусства. Этот способ инвестирования является прерогативой состоятельных людей, поскольку коллекционные художественные ценности стоят немалых денег. И все же этот способ заметно менее рискованный, нежели первый, поскольку именитые авторы и классика не подвержены модным тенденциям и со временем, как правило, только дорожают. Этот способ в России наиболее распространен, однако большинство так называемых инвесторов не задумывались об инвестиционной значимости своих активов, а коллекционируют их исключительно для эстетического удовольствия.
Третий способ наименее распространен в РФ. Это коллективные инвестиции в предметы искусства. Законодательно возможность создания и функционирования паевых инвестиционных фондов художественных ценностей в России была закреплена в 2008 году. Затем решались различного рода технические вопросы, такие как определение мест для хранения предметов искусства, которыми владеет фонд и т.п.
В соответствии с нынешним законодательством ПИФ художественных ценностей может быть исключительно закрытым, а начальная стоимость пая в нем составляет 500 тыс. рублей. Сейчас такие фонды только начинают зарождаться, а минимальный уровень инвестиций в ЗПИФ художественных ценностей сопоставим с доверительным управлением. Тем не менее это очень привлекательный актив с точки зрения инвестиций, поскольку покупка и продажа предметов искусства осуществляется управляющей компанией, которые имеют штат аналитиков и экспертов в области современного искусства, и они знают его современные тенденции, что, в свою очередь, позволяет им делать фонд прибыльным.
На сегодня в РФ функционируют два фонда художественных ценностей: фонд «Собрание. Фотоэффект» под управлением компании АГАНА и фонда «Атланта Арт» с управляющей компанией Атланта. Коэффициенты шарпа и бета для такого типа ПИФов считать бессмысленно, поскольку цены предметов искусства практически не зависят от котировок фондового рынка.
ПИФ «Атланта Арт» был сформирован в декабре 2010 года и был первым в России паевым фондом художественных ценностей. Сумма его активов составила 133,3 млн рублей ($4,4 млн) на тот момент, что сравнительно немного для закрытого инвестиционного фонда. Стоимость пая изначально равнялась 500 тыс. рублей, а минимальная сумма инвестирования составляет 1 млн рублей. По данным на 31 августа чистые активы оценивались в 172 млн рублей, а стоимость пая возросла до 638 тыс. рублей.
ПИФ «Собрание. Фотоэффект» был сформирован в феврале 2011 года. Изначальная стоимость чистых активов фонда составляла около 14 млрд рублей, стоимость пая была равна 500 тыс. рублей. Минимальная сумма инвестирования также составляет 500 тыс. рублей. Сейчас стоимость пая возросла до 520 тыс. рублей, СЧА ― до 14,63 млрд рублей.
Среднегодовая мировая доходность инвестирования в предметы искусства за последние несколько десятков лет достигла порядка 20%, и это является одним из самых распространенных защитных активов в мире после драгоценных металлов. Однако в России рынок так называемых альтернативных инвестиций находится пока в стадии зарождения. Тем не менее не стоит забывать, что данный актив есть смысл рассматривать преимущественно с точки зрения долгосрочных инвестиций, тогда произведения искусства смогут продемонстрировать высокие показатели доходности.
Никита Игнатенко, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.