Непрерывно растущее с начала этого года золото в августе натолкнулось на сильнейший уровень сопротивления. Напомню, что января 2011 года за 8 месяцев цены на металл поднялись почти на 30%. Даже повышение Чикагской биржей маржинальных требований по фьючерсному контракту на 22% привело лишь к незначительной коррекции в рамках 4%.
Причин для бурного роста все это время было хоть отбавляй. Во-первых, это сильнейшие долговые проблемы периферийных стран еврозоны, обнажившиеся после кризиса 2008 года. Во-вторых, непомерно растущий государственный долг США. В-третьих, вызвавшие практически панику на финансовых рынках дебаты в Конгрессе по поводу очередного поднятия верхней планки этого госдолга. Напомню, что Штаты уже неоднократно это делали в абсолютно спокойной обстановке: только при Обаме планка поднималась до августа 2011 целых три раза. Также среди драйверов роста золота катастрофа в Японии, сильно замедлившая экономику страны. Кроме того, целая серия революция и народных выступлений в арабских странах. Война в Ливии, помимо прочего, приведшая и к росту котировок нефти. И, конечно же, опасения по поводу нового витка мировой рецессии, которая имеет все шансы охватить США, Германию, еврозону, Китай, да, в принципе, и весь мир. И наконец, вызвавшее неоднозначную реакцию инвесторов понижение кредитного рейтинга США в начале августа просто обвалило фондовые рынки.
От всего этого глобального негатива инвесторы бежали в защитные активы. А таких активов не так уж и много. Естественно, что одной из «тихих гаваней» исторически считалось золото. Из-за огромного притока ликвидности оно и росло. Но было совершенно очевидно, что вечно так продолжаться не может. Первоначально, рассчитывая на рост цен на металл, в него стали вкладываться долгосрочные инвесторы. Однако постоянный стабильный рост вкупе с негативным внешним фоном стали привлекать охотников за «легкой наживой». Деньги стали вливаться в золото лишь в спекулятивных целях, в попытке избежать риска на фондовых рынках. Очевидно, что средства эти имеют краткосрочный, даже сиюминутный характер. Ясно, что разгоняющий цены вверх поток спекулянтов ― это отличная возможность долгосрочным инвесторам выйти из своих вложений. Особенно важным фактом можно считать практически стопроцентную уверенность некоторых игроков и многих аналитиков в достижении золотом магического уровня в $2000 за тройскую унцию. Вполне логично, что желающие зафиксировать свою прибыль решили продавать немного заранее, до достижения этой отметки.
И вот во второй половине августа фиксация огромных прибылей привела к резкому снижению котировок золота. За два дня с $1917 за унцию цена упала более чем на 10%. Естественно, что многие спекулянты сочли это подарком судьбы и поспешили войти в ставший вдруг столь привлекательным актив. И цена вновь выросла до своего исторического максимума. Опять кругом послышались разговоры о волшебных $2000. Приближение к предыдущему экстремуму было однозначно воспринято как проявление силы золота. На этот раз потолком стал тот же самый уровень в $1921 за унцию. С тех пор цена снизилась уже на 6%.
При этом следует отметить, что принципиально в мире за это время ничего не улучшилось. По-прежнему остались неразрешенными долговые проблемы в еврозоне, все так же продолжает расти госдолг США. Мировая экономика никак не хочет показывать признаков восстановления. Но золото падает. Что причиной этому? Возврат аппетита к риску у инвесторов? Но с чего бы он появился, если финансовый мир, как и прежде, катится вниз?
На мой взгляд, ответ прост. Рост цен на золото представлял собой обычный рыночный «пузырь». Биржевики видели таких немало. Однако все «пузыри» почему-то всегда определяются лишь задним числом ― лишь после того, как он лопается. Прежде чем станет слишком поздно, отовсюду звучат призывы к покупкам. Рост актива объясняется тысячами причин, часто вымышленными и не имеющими даже тени правдоподобия. А между тем золото уже давно оторвалось от реальности и любых разумных фундаментальных причин. Противоестественное превышение стоимости золота над стоимостью платины в течение многих дней лишь одно из подтверждений этому. Очевидно, что цена загонялась вверх спекулянтами. А, следовательно, малейшие признаки слома восходящего тренда заставят спекулянтов закрывать свои позиции, часто открытые на заемные деньги, что вызовет лишь дополнительные распродажи.
Так что, на мой взгляд, в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения цен на золото к уровню $1700 за унцию, то есть к минимуму августовского падения. И это при благоприятном сценарии. Разумеется, новая атака безрассудных спекулянтов может привести к еще одной попытке загнать цену к вожделенному уровню в $2000 за унцию. И, хотя полностью исключать такой сценарий нельзя, в текущей ситуации он выглядит весьма маловероятным. И для подобных случаев существуют стоп-лоссы.
Павел Емельянцев, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.