Один из моих последних постов по поводу динамики нефтяных котировок вызвал упреки: дескать, я то и дело кардинально меняю свои прогнозы. Что ж, давайте разберемся. Свою сегодняшнюю статью посвящу обратной связи с читателями, а именно — объяснению своей позиции.
Да, конечно, я корректирую свои оценки в зависимости от поступающих данных. Иначе и быть не может, поскольку аналитика подразумевает осмысление некой входящей информации. В информационном вакууме аналитика вообще невозможна: анализировать нечего. А когда есть приток информации, то уже нет места для догматизма — прогноз должен обновляться с учетом новых данных.
Этим летом свой прогноз по нефти я кардинально пересмотрел всего один раз. Кстати, к выводу о необходимости пересмотра прогноза пришел не только я — свои прогнозы летом пересмотрели многие ведущие мировые финансовые институты, инвестиционные банки и государственные ведомства. Минэкономразвития РФ, например.
Главной причиной пересмотра для меня лично стала публикация 29 июля обновленных данных по росту ВВП США. Пока не было объявлено, что в первом квартале текущего года рост американской экономики составил всего лишь 0,4%, а во втором квартале — 1,3%, я считал, что замедление американской экономики носит временный характер, связанный с особенностями развития экономического цикла, и не будет глубоким. Исходя из этого, я ожидал, что осенью темпы роста и ведущей экономики мира, и мировой экономики в целом ускорятся, спровоцировав рост нефти.
После выхода этих данных (кстати, позднее показатель роста ВВП США во втором квартале был понижен еще больше — до 1,0%) стало ясно, что трудности роста мировой экономики — это не какой-то кратковременный момент, а серьезная проблема, создающая реальную угрозу возвращения в рецессию. В таких условиях снижение объемов мирового потребления нефти неизбежно, а значит, и цены на черное золото должны поползти вниз. Единственное, что могло бы спасти нефть от снижения и даже вызвать ее рост – это третий раунд количественного смягчения в США (QE3). Но в августе я считал, что QE3 маловероятно, поскольку на темпы экономического роста его запуск окажет лишь минимальное влияние, но зато спровоцирует рост инфляции и цен на энергоносители. Всё это уже было наглядно продемонстрировано на примере QE2. Как следствие, я стал придерживаться мнения, что ценам на нефть угрожает медленное и затяжное снижение, в результате которого они — пусть ненадолго — окажутся ниже отметки $90 за баррель.
По сути, этого прогноза я придерживаюсь и до сих пор. Но состоявшаяся 30 августа публикация протокола августовского заседания FOMC заставила внести в этот прогноз некоторое уточнение. Протокол показал, что в комитете ФРС по операциям на открытом рынке идея третьего раунда пользуется определенной поддержкой. По моим оценкам, силы сторонников и противников QE3 в составе FOMC примерно равны, а потому приходится признать, что старт третьего раунда хотя и не гарантирован, но все-таки возможен. Да, в ФРС наверняка понимают, что эффект от этих мер может быть минимальным — но могут решить, что бездействие в данной ситуации непростительно. И если QE3 все-таки состоится, рост цен на энергоносители неизбежен.
Таким образом, я по-прежнему придерживаюсь негативного прогноза относительно динамики нефти в ближайшем году, но при условии, что QE3 не будет запущено. А будет ли оно запущено, не знает никто...
Таков мой среднесрочный прогноз. Но до следующего заседания FOMC (20-21 сентября) мы можем мыслить лишь краткосрочными категориями. Ситуация на рынке нефти будет нестабильной, волатильной. Лично я все-таки считаю, что шансы на рост нефти в преддверии заседания преобладают. Рынок настроен на QE3, и даже негативные новости, которые обычно сбивают цены на черное золото, теперь лишь усиливают веру в продолжение политики «дешевых денег» и толкают цены на нефть вверх.
На прошлой неделе сентябрьский фьючерс на нефть марки Brent на FORTS прибавил чуть больше доллара — вырос до $111,58 за баррель. Около доллара за неделю прибавил и октябрьский контракт на Brent на бирже ICE Futures, завершивший неделю на $112,33 за баррель. Рост черного золота на истекшей неделе, конечно, был бы более выраженным, если бы не шокирующая новость пятницы: ключевой отчет по занятости населения США вне сельскохозяйственного сектора (NFP) показал, что в августе экономика №1 перестала создавать новые рабочие места. В результате нефть в пятницу потеряла в цене около двух долларов.
Тем не менее, осмелюсь предположить, что на этой неделе у черного золота есть шанс на рост.
Во-первых, снижение нефти в ответ на статистику по занятости населения было довольно сдержанным. И я думаю, что за выходные рынок переосмыслит эту новость как еще один, и очень весомый, аргумент в пользу QE3, что может поддержать нефть.
Вторым фактором повышательного давления станет сезон штормов в Мексиканском заливе. По состоянию на 4 сентября добыча нефти в заливе из-за непогоды сокращена на 60%.
Третий фактор — введение эмбарго на поставки сирийской нефти в Евросоюз, в то время как Ливия на нефтяной рынок еще не вернулась.
Насколько сильны эти факторы, будет видно уже в ближайшие два-три дня. Если нефть все-таки продолжит снижаться, это будет означать, что шок от отчета NFP был слишком велик, и тогда снова станет актуальной краткосрочная игра на понижение.
Еще раз подчеркну: ситуация на рынке нефти до заседания FOMC будет отличаться повышенной волатильностью, что создает неблагоприятные условия для открытия долгосрочных позиций. Имеют смысл лишь кратковременные спекулятивные операции, да и те связаны сейчас с повышенным риском. Сознавая, насколько ненадежны сейчас любые рекомендации, я бы все-таки советовал тем отчаянным головам, которые рискуют нырять в рыночную стихию в эти бурные дни, попытаться начать неделю с игры на повышение. Прав ли я — будет видно уже если не сегодня, то завтра-послезавтра.
Сергей Глушков, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.