В каждом кино или телесериале рано или поздно наступает критический момент, когда вроде бы основная сюжетная линия отработана и по существу все сказано, но... бюджет сериала полностью не освоен. Поэтому приходится прибегать к разного рода ухищрениям: оживлять действие, менять декорации, убивать главного героя или отправлять его в дальние страны, чтобы всё закрутилось по новой.
Нельзя сказать, что реальная жизнь всегда живет по законам драматургии, но определенные элементы все же налицо. О чем это я?
Ну конечно же, о ВР, Роснефти и ExxonMobil. Это трио не дает прогрессивной общественности расслабиться. Аккурат перед выходом из отпуска была перевернута очередная страница: Роснефть, не найдя гармонии в союзе с ВР, обратила свой взгляд на ExxonMobil, да так, что многие аналитики поспешили заявить о том, что Роснефть и ExxonMobil просто-таки «поженились». Но аналогии с женитьбой в данном случае надо проводить осторожно. Все же в данном случае никакого обмена акциями нет, а значит, вполне законным браком этот союз назвать сложно. Как сошлись — так и разойдутся. Компании уже со середины 1990-х годов работают по «Сахалину-1», и нынешнее новое партнерство, в общем-то, строится в таком же русле — разве что теперь старшим партнером станет Роснефть, а не американцы. Ну, еще центр исследований создадут, поднатаскают наших специалистов... и т.д., и т.п.
ExxonMobil пошел на выгодные для российской стороны условия: он, скорее всего, будет на 100% финансировать ГРР в размере 3,2 млрд долларов США (долю Роснефти в общей инвестпрограмме американцам возместят после коммерческого открытия проекта), и кроме того, помимо потенциально перспективной Арктики подписался на малоинтересные проекты в Черном море, где нормальной нефти, скорее всего, нет нигде, кроме как на Туапсинском прогибе. То есть вроде бы все сложилось к вящему удовлетворению обеих сторон: американцы залезли-таки в Арктику, а Роснефть получила партнера не хуже, чем ВР.
Но при этом ключевые проблемы, которые всегда существовали и существуют по морскому шельфу, никуда не делись.
Во-первых, шельф — это дорого. А в Арктике — так особенно дорого. Не случайно на следующий день после объявления о сделке стороны спешно занялись изготовлением предложения по снижению налогов, потому что, объективно говоря, при действующем налоговом режиме разрабатывать шельф Арктики никакого экономического смысла не имеет — лучше добывать где угодно на суше, или в том же заливе Мексиканском «докачивать остатки» еще лет 20-25 как минимум. Всё вернее будет.
Во-вторых, далеко не праздный вопрос — а куда эту нефть вообще девать? Нет, конечно, Арктика в 2020-е годы придет на смену Северному морю и всему такому прочему, но объективно говоря, если нас в 2010-е годы как следует тряхнет кризис, да еще за ближайшие 10-15 лет инженеры сделают из автомобильного двигателя что-то совсем уж гибридно-бюджетное, то может статься, что к 2025-2030 году, когда нефти из Арктики будет очень много, «вдруг» окажется, что и цена будет не привлекательной, и объемы такие рынок не переварит. Конечно, МЭА и рыночные оптимисты меня не поддержат, но... В общем, если интересно подробнее про то, как все будет плохо — смотри тут и тут.
В–третьих, Роснефти будет достаточно трудно удерживать обозначенные лидирующие позиции в альянсе. Ведь лидер должен и денег инвестировать, и персонал предоставлять пропорционально своей доле в проекте. Чего Роснефть по объективным причинам сделать сегодня не может — шельф для российской нефтянки дело новое, и ни персоналом, ни компетенциями в достаточном количестве мы еще не обзавелись. Показательной иллюстрацией в этом смысле может служить мнение Михаила Крутихина, высказанное им по горячим следам. Формулировки, возможно, недипломатичные, а оценки — чересчур эмоциональные, но суть проблем изложена очень верно. Кстати, там же прозвучала мысль о том, что для ExxonMobil эта сделка носит скорее имиджевый характер. С чем, в общем-то, спорить очень трудно, да и не особенно хочется.
На фоне наступившего, c позволения сказать, «PR-хэппи-энда» у Роснефти предыдущий отвергнутый партнер — ВР, кажется, опять погружается в пучину неприятностей. Причем неприятности эти в который раз пришли со стороны ТНК-ВР. Когда стало ясно, что сделка с ВР будет сорвана, я почему-то сразу подумал о том, что в отношении ТНК-ВР может быть устроен «второй ЮКОС». Или, вернее, «пол-Юкоса», потому что перераспределить в данном случае нужно только половину компании — либо у ВР, либо у AAR. Во всяком разе, первый акт уже начат: изымаем документы и потихоньку формулируем налоговые претензии. Насколько далеко процесс зайдет — сейчас сказать трудно: ситуация все же иная, чем с Ходорковским. Но судя по всему, «выдавливаемой» стороной будет именно ВР. Которая в случае, если потеряет ТНК-ВР, может через несколько лет вообще прекратить свое существование — поглотят коллеги из бывших «семи сестер» и не заметят.
Адамидов Дмитрий, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.