Британские экономисты — воплощение стабильности взглядов и крепости нервов: жесткая система экономии, высокий дефицит бюджета, минимальные потребительские расходы и растущая инфляция... И при этом восхищающее хладнокровие монетарных властей. Для Великобритании сейчас выгоден слабый фунт: с дорогой валютой восстанавливаться будет гораздо сложнее.
В Банке Англии уже более полугода наблюдается достойное восхищения постоянство взглядов. Несмотря даже на имевший место раскол внутри МРК, когда фискальные политики поделились на «ястребов» и «голубей», комментарии Банка были похожи один на другой, как братья-близнецы. Никаких экспрессивных выпадов и резонансных высказываний глава регулятора Мервин Кинг себе не позволял, с королевским спокойствием глядя на раздувающуюся инфляцию.
Обнародованный на этой неделе протокол заседания банка Англии своим содержанием удивил. Во-первых, класс агрессивно настроенных политиков внутри регулирующего органа исчез: господа Уил и Дейл, которые после ухода своего главного «ястреба» Сентанса голосовали за повышение процентной ставки, в этот раз поменяли свои взгляды и присоединились к консервативно настроенному большинству. Один только Поузен голосовал за увеличение объемов пакета выкупа гособлигаций с рынка, но QE осталась на своем прежнем значении stg200 млрд.
Понятно, что стимулирование британской экономики путем QE будет продолжаться еще какое-то время — не исключено, что вплоть до конца 2011 года или даже с заходом на 2012-й. Даже в протоколе подчеркивается, что некоторые члены МРС обсуждали перспективу усиления монетарных стимулов, но до повышения предела объемов QE дело не дошло и дойдет вряд ли.
У Британии помимо ставки есть два источника головной боли: рынок труда и инфляция. Обе эти проблемы не новы. В этих секторах давно демонстрируется негативная динамика, что обостряет макроэкономическую ситуацию.
Последние данные продемонстрировали, что показатель безработицы ILO укрепился до 7,9% в июне с майского значения 7,7%, а ставка безработицы в июле осталась на значении 4,9%. Тревожит то, что количество безработных в прошлом месяце в Туманном Альбионе увеличилось на 37,1 тыс. Экономика Великобритании находится в тупике, и это отражается на фундаментальных показателях, невзирая на то, что частный сектор пока еще умудряется нивелировать сокращения в госсекторе, принимая граждан на работу.
Другой больной вопрос — это инфляция. Уже который месяц общие показатели CPI превышают прогнозы, и июль исключением не стал: рост до 4,4% после июньской отметки в 4,2%, и планка в 5% к концу года стала еще ближе. В цене растут как товары, так и услуги. И все это происходит на фоне все еще весьма скромных расходов потребителей и домохозяйств. Г-н Кинг, глава Банка Англии, вообще уверен, что если бы не считать такие «отвлекающие от истины» показатели, как постоянное увеличение ставки НДС (привет дефициту), а также укрепление цен на сырье и импортные цены, то инфляция составляла бы смешные 2%.
Таким образом, в британской экономике получается бег по кругу: с одной стороны, новый виток QE стимулировал бы экономику, но потребовал бы более длительного периода восстановления, с другой — инфляция выше 5% (в перспективе) времени на размышления не даст. Где-то рядом здесь фунт стерлингов, который вроде и выглядит довольно интересным для приобретения, так как Британия активно работает над сокращением дефицита бюджета и не входит в состав тяжело больной еврозоны, с другой — фундаментальных поводов для роста GBP не имеет, а потому расти может лишь на ожиданиях и силе веры. Пока длинных позиций с долгосрочной перспективой по фунту лучше не открывать.
Стоит дождаться данных за лето и по инфляции, и по промпроизводству, и по сектору услуг, и тогда будет более-менее понятно, на сколько еще растянется для Банка Англии процесс «наблюдений за живой природой» экономики страны.
Анна Бодрова, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.