Белорусское экономическое чудо, или Фокус не удался

Попытка правительства Белоруссии выйти на единый курс национальной валюты оказалась малоэффективной. Экспортеры не готовы продавать валюту по заниженному курсу на внебиржевом рынке, а банки по-прежнему не способны удовлетворить спрос населения из-за отсутствия предложения валюты.

Сегодня, глядя на нашего западного соседа, можно с горечью признать, что «белорусское экономическое чудо» так и не совершилось, а социально ориентированная экономика по белорусскому образцу рухнула. В настоящее время в стране царит хаос: никто не знает реального курса отечественной валюты, ажиотажный спрос на товары толкает цены вверх, перед сезоном отпусков никто не помышляет об отдыхе. Люди понятия не имеют, сколько все это продлится и закончится ли когда-нибудь.

В начале прошлой недели центральный банк братской республики пошел на девальвацию национальной валюты на 56%. В результате официальный курс доллара по отношению к белорусскому рублю вырос почти до 5000 рублей. При этом было введено ограничение, связанное с отклонением внебиржевых курсов от официального не более чем на 2%.

До этого курс доллара на внебиржевом рынке достигал 7700 рублей, что в 2,5 раза превышало официальный курс. При этом существовал еще и курс продажи наличной иностранной валюты в коммерческих банках, предел которого также жестко контролировался и составлял 4500 белорусских рублей, а также курс «серого рынка», который превышал даже внебиржевой.

Попытка правительства Белоруссии выйти на единый курс белорусского рубля вызывает уважение, но является малоэффективной. Отечественные экспортеры не готовы продавать валюту по заниженному курсу на внебиржевом рынке, а банки, установившие курс продажи доллара через обменные пункты на уровне 5100, по-прежнему не способны удовлетворить спрос населения из-за отсутствия предложения валюты.

В этой ситуации в выигрышном положении находятся частные перекупщики, которые взвинтили курс доллара до 8-10 тысяч. Несмотря на приличный размер штрафов, грозящих менялам за это нарушение, борьба с ними по каким-то причинам не ведется. Белорусская милиция предпочитает брать в оцепление отечественные торговые центры и уточнять, по каким причинам люди посещают их в рабочее время. Все это подается властями как борьба с потенциальными изготовителями взрывных устройств, необходимость которой продиктована недавней трагедией в минском метро. А фактически все это больше смахивает на обычную показуху.

Отсутствие валюты в обменных пунктах привело к тому, что население повально скупает как товары длительного пользования, так и продукты первой необходимости. Под воздействием ажиотажного спроса, цены на бытовую технику за последние несколько недель увеличились в 2-2,5 раза, на мебель — в 1,5-2 раза, на продукты питания — на 50-150%. Понять людей можно: при распаде Советского Союза инфляция лишила их всех сбережений и повторять свои ошибки или ошибки своих родителей никто не хочет.

Тем не менее такое развитие событий оборачивается серьезным ущербом для самого населения: повышения заработной платы не планируется, а цены дико растут.

В первую очередь это сказывается на малообеспеченных слоях населения, в том числе на пенсионерах. Попытка правительства хоть каким-то образом урегулировать ситуацию путем увеличения среднего размера трудовых пенсий (они должны вырасти с 1 июня на 16%) на фоне двукратного роста цен выглядит, мягко говоря, запоздалой.

При этом премьер-министр республики г-н Мясникович утверждает, что цены никто контролировать не собирается, так как это создаст прецедент для совершения арбитражных операций со стороны граждан Российской Федерации. Действительно, приобретая более дешевые в долларовом эквиваленте белорусские товары, любой россиянин может построить для себя эффективный бизнес, основанный на разнице цен. Ведь то, что для белоруса с его зарплатой будет слишком дорого, для обычного россиянина окажется более чем доступно.

Но вот стоит ли этого бояться? Такое ощущение, что белорусские предприятия не столько опасаются чего-то, сколько не желают работать. Ведь ажиотажный спрос последних дней полностью разгрузил склады и стимулирует развитие производства. А возможное внимание представителей России к белорусской продукции способно дать ту самую валюту, которой так не хватает.

Есть, конечно, опасения, что иностранная валюта осядет на руках у перекупщиков, но, быть может, белорусским органам правопорядка следует наконец заняться выполнением своих непосредственных обязанностей?

Несмотря на хаос, наблюдающийся в обществе, в экономическом плане ситуация не выглядит безнадежной. В общей структуре государственных финансов Белоруссии заемные средства занимают меньший удельный вес, чем во многих странах, сопоставимых с ней по рейтингу и уровню экономического развития. Уровень чистого долга Белоруссии по оценке S&P составляет около 20% ВВП, а в настоящее время приближается к 30% из-за роста заимствований и девальвации. Эти показатели являются более низкими, чем в большинстве стран сопоставимой рейтинговой категории. При этом внешний долг составляет около 50% от общего государственного долга, что также не является негативным показателем.

Таким образом, многое будет зависеть от действий белорусских властей по стабилизации ситуации. Продажа части государственной собственности позволит получить так необходимую стране валюту, а успешная борьба с множественностью курсов в конечном итоге может стабилизировать белорусский рубль. Но главным сейчас является проведение эффективной антимонопольной политики, ведь отсутствие регулирования цен фактически означает отказ государства от социально ориентированной модели развития экономики.

Дмитрий Демиденко, аналитик «Инвесткафе»

Комментарии отключены.