Skype переезжает к Microsoft

Во вторник, 10 мая, может быть объявлено о покупке сервиса обмена мгновенными сообщениями Skype корпорацией Microsoft. По данным Bloomberg в ходе сделки компания, которая обслуживает более 663 млн абонентов по всему миру, будет продана за $8,5 млрд.

Это почти 9 годовых выручек, если опираться на итоги 2009 года, что кажется необоснованно высокой ценой. Однако стоит помнить, что если Skype сделает видеозвонки платными, то это увеличит его выручку 30%. Так что покупатель платит адекватную премию за сервис.

Любопытно, что Skype, третий по популярности сервис обмена мгновенными сообщениями, по большей части убыточная компания. К сожалению, постепенно набирающий популярность сервис, дающий уникальную на сегодняшний день возможность делать бесплатные звонки и видеозвонки через Интернет, лишь единожды получил чистую прибыль за последние четыре года. У компании был шанс закончить 2009 год если не с профитом, то хотя бы около нуля, но выплаты по судебному разбирательству с Joltid, которой владеют основатели Skype Никлас Зеннстром и Янус Фриис, в размере $344 млн свели на нет годовые усилия коллектива.

Как я уже писал, перечисляя риски, с которыми может столкнуться бизнес, владельцы Skype во главу угла ставят два из них. Первый заключается в том, что компания не сможет поддерживать устоявшиеся темпы прироста выручки (в среднем 57% ежегодно), второй состоит в том, что есть угроза не удержать рентабельность на текущем уровне (то есть усугубить и без того существующую нерентабельность). Их можно понять: выручка Skype строится на оплате звонков с компьютера на мобильные и городские телефоны. Соответственно, перед компанией стоит задача дальнейшего привлечения пользователей, а также монетизации имеющейся базы клиентов. На текущий момент у Skype всего 663 млн пользователей, 124 млн — подключенных, из которых (по данным на начало 2010 года) 8,1 млн, то есть лишь 1,4% от тогдашней совокупной базы пользователей, пользуются возможностью совершать звонки с компьютера на обычные телефоны и, естественно, оплачивают их. Остальные 98,6% клиентов, включая автора этих строк, пользуются сервисом абсолютно бесплатно.

Очевидно, что в первую очередь Skype необходимо монетизировать подключенных абонентов и здесь, думаю, стоит задуматься над тем, что надо сделать платными видеозвонки. Причем наценка должна быть минимальной — сервис выиграет на объемах трафика. Судите сами.

В первые 6 месяцев 2010 года пользователи Skype общались с помощью видеозвонков 38 млрд минут (0,63 млрд часов). Если предположить, что такая динамика сохранялась весь год, то за 12 месяцев пользователи через видеосвязь наговорили 1,26 млрд часов. Если бы Skype брал по 10 копеек за минуту такой связи, это принесло бы ему $271,4 млн выручки. Таким образом, по итогам 2009 года без учета разбирательства с Joltid это вывело бы компанию на чистую прибыль. На этом фоне перспективы увеличения доходов Skype выглядят очень достойно. При «осторожной» монетизации видеосвязи ресурс может прибавлять к выручке по $27 млн за каждую копейку к стоимости минуты видеосвязи.

Георгий Воронков, аналитик «Инвесткафе»

Комментарии отключены.