Американское подразделение японской компании Toyota Motor Corporation намерено отозвать часть автомобилей RAV4 и Highlander (308 тыс.) для устранения неполадок в работе подушки безопасности. В начале 2011 года было отозвано 1,7 млн машин из-за дефекта в топливной системе. А 11 марта землетрясение парализовало всю работу заводов на месяц.
Японский автоконцерн в этом году понесет существенные убытки, от которых пострадает не только он сам. Проблемы Toyota уже затронули производства и продажи многих компаний в разных концах света. Землетрясение в Японии разрушило логистику и парализовало производство на месяц. Европейские заводы остановлены на «неопределенный срок». Американские дилеры были предупреждены о возможных перебоях в поставках автокомпонентов и автомобилей в течение лета 2011 года.
Ранее я предполагал, что летом дело не ограничится. Хотя работа заводов на островах восстановлена с 18 апреля, мощности работают только на 50% от максимума, и на полную загрузку они смогут выйти не раньше конца 2011 года. Сегодня это подтвердила сама компания, заявив, что выпуск машин в общемировом масштабе вернется на прежний уровень к декабрю.
Североамериканские подразделения будут закрыты по понедельникам и пятницам. С загрузкой в 50% конвейер будет работать со вторника по четверг до 3 июня этого года. С 30 мая заводы в США будут остановлены на неделю. С 23 мая также на неделю встанет сборка в Канаде. В Китае средняя производительность будет поддерживаться на 50% от максимума, а на период с 21 апреля по 3 июня будет сокращена до 30%.
Задолго до землетрясения, 26 января, Toyota объявила об отзыве 1,7 млн машин, в том числе 1,2 млн — в Японии, около полумиллиона — в остальном мире, в частности 245 тыс. авто марки Lexus в США и 140 машин марки Avensis — в Европе. Отзыв автомобилей вызван обнаруженными в них дефектами, часть которых связана с топливной системой. Мера коснется также машин Isis, Noah, Voxy и RAV4. Отзыв столь большого количества машин сразу стал очень сильным ударом по показателям автогиганта. Особенно если учесть, что 1,7 млн машин — пятая часть всех проданных автомобилей за 2010 год.
С марта 2011 года котировки автоконцерна упали на NYSE с $93,3 до $76, капитализация автомобильного гиганта снизилась на 23% за полтора месяца. После представления отчетности компании по итогам работы падение с мартовских уровней составит более четверти стоимости компании.
На нашем рынке перебои в работе Toyota, во-первых, могут привести к увеличению очередей или отказу покупателей от заказов на машины. При этом сейчас спрос на автомобили компании превышает предложение. Во-вторых, компания Соллерс может замедлить создание новых мощностей по выпуску внедорожника Toyota Land Cruiser Prado в Приморье по объективным причинам. Это не должно сказаться на котировках компании, однако выпуск внедорожников может не состояться весной 2012, как планировалось ранее. В целом же сокращение производства и импорта японских машин в РФ сыграет на руку конкурентам. В частности, европейские автоконцерны не преминут воспользоваться образовавшейся нишей на рынке.
Максим Лобада, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.