Всего NCSN объединяет около 27 000 магазинов, что значительно больше даже с крупнейшей по количеству магазинов сети Магнит, которая управляет 4 136 магазинами по последним данным. У Х5 же количество магазинов приближается к 2 500. Несмотря на амбициозные планы и привлекательную доходность инвестиций, отказ Х5 от экспансии в Китай для компании является позитивным фактором. Дело в том, что для сети сейчас гораздо важнее развитие внутри страны, где все больше обостряется конкуренция между ритейлерами. А отвлечение ресурсов на зарубежные инвестиции неизбежно скажется на темпах открытия новых магазинов, тем более что в органическом развитии Х5 отстает от Магнита. При этом сейчас Магнит изменил стратегию на более агрессивную, и прогноз по росту выручки повысила с 36% до 49%, скорее всего, такие планы могут быть исполнены, поскольку всего за 2 месяца выручка Магнита выросла на 54% в годовом выражении, а количество новых магазинов в 2 раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года.
Общее число открытых в 2011 году магазинов дойдет до 545, включая 500 дискаунтеров. В 2011 году этот показатель достигнет 40 млрд руб., в то время как в 2010-м капитальные вложения составляли около 18 млрд руб. За счет этого планируется увеличить выручку на 40%. Однако из-за органичного роста этот показатель увеличится примерно на 20%.
Еще одной причиной для отказа от инвестиций в Китай, на мой взгляд, стало то, что в большинстве стран конкуренция и консолидация в секторе значительно выше, чем в России. То есть развиваться и открываться новые магазины в более-менее крупных городах достаточно сложно, при этом необходимо учитывать и специфику страны. Для Х5 гораздо логичнее наращивать свою долю рынку в тех регионах, где это возможно, и поддерживать ее на максимально возможном уровне, иначе первое место может быть потеряно. Если не удастся по органическому росту догнать Магнит, то акцент необходимо сделать именно на покупке уже существующих сетей, и, видимо, с этим связаны последние кадровые перестановки. Хорошим объектом для поглощения являются небольшие региональные сети, а потенциал для развития в центральной части России в ближайшие годы будет исчерпан, и развитие сетей, особенно крупных, будет идти за счет регионов Сибири и Урала.
Пока же у Х5 наиболее хорошие перспективы для роста из всех российских публичных ритейлеров. В течение 2011 года котировки приблизятся к $54 за GDR, что предполагает потенциал около 30%.
Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.