Стоимость Facebook хотят поднять до $1 трлн, что сделает компанию самой дорогой на планете, вдвое дороже докризисных хаев капитализации крупнейшей нефтяной компании мира Exxon Mobil. Пузырь Web 2.0, похоже, выходит в активную фазу. Есть шанс на нем прокатиться.
«Полезность сети прямо пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети», - изобретатель Ethernet Роберт Меткалф.
Знаменитый инженер уронил крылатую фразу в начале 80-х годов говоря о локальных сетях, однако спустя десятилетие этот тезис стали относить фактически к любой сети и в, первую очередь конечно, к самому Интернету (первоначальный вариант поста опубликован на моей колонке в Slon.ru). А за следующие 10 лет повторения этой небесспорной мантры надулся и лопнул пузырь доткомов, разоривший сотни компаний и лишивший средств миллионы инвесторов, веривших в безграничные финансовые перспективы Сети. И вот десятилетие спустя после злополучного 10 марта 2000 года, кульминации роста индекса Nasdaq до 5142 пунктов и последующего обвала, перед взорами инвесторов появляется еще один великолепный Интернет-пузырь – Web 2.0.
Можно еще раз вспомнить IPO Mail.ru Group, текущий P/E корпорации Google и пр., но предлагаю сразу перейти к сладкому. «По сообщению двух источников, близких к руководителям Facebook, корпорация Марка Цукерберга стремится стать первой компанией, чья капитализация может быть оценена в $1 трлн», - сообщает Business Insider. Вот так легко и просто, триллион. Долларов США. (МММ-2011 стоит в сторонке и нервно следит за метлой). Ни одна компания в истории человечества не стоила таких денег – на моей памяти на пике бума 2007 года половину этой суммы стоила Exxon Mobil. Сразу отмечу, что речь идет о нефтяной компании с годовой выручкой (данные за 2010-й год) в $383 млрд и чистой прибылью в $30,5 млрд.
Постараемся разобраться, чем же так привлекателен Facebook и сколько он стоит с точки зрения конечного инвестора. Итак. Facebook – самая популярная социальная сеть на планете, ежемесячно ее посещают порядка 585 млн человек. Оставим в стороне возгласы фанатов о том, что детище Цукерберга по своей популярности – это вторая Католическая церковь и, как говорится, Lets get down to business. По данным Goldman Sachs, выручка проекта за 9 месяцев 2010 года составила $1,2 млрд, чистая прибыль $355 млн. С учетом линейной зависимости допустим, что годовые показатели достигли $1,6 млрд и $500 млн соответственно.
Для понимания проблем монетизации проекта предлагаю взглянуть на аналоги. Их два - Одноклассники и ВКонтакте. Не потому, что это две самых близких по бизнес-модели к Facebook сети, а потому что в отличие от других у них есть релевантные показатели доходов. Любителей MySpace, Baidu Space, Twitter и Orkut прошу не обижаться – первая из указанных сетей очевидно убыточна, а показатели остальных (за исключением непубличного Твиттера) консолидированы в отчетности материнских компаний, т.е. неизвестны. Итак. Одноклассники: прибыль за 2010 год (здесь и далее оценки Инвесткафе) $25,4 млн, ежемесячная аудитория 15,25 млн человек. В Контакте: прибыль $15,5 млн, число ежемесячных посетителей 18,4 млн. Получается, что один пользователь (в среднем по трем соцсетям) ежегодно приносит $1,12 прибыли.
Теперь вернемся к P/E Facebook и его аномальному значению в 112. Даже при условии его сохранения и допущении, что каждый житель Земли (около 6,8 млрд) раз в месяц будет заходить на свою страничку в Facebook, годовая прибыль компании составит $7,2 млрд. Стоимость соответственно $7,2*112 = $806 млрд.
Думаю, очевидно, что перспектив ТАКОГО роста у Facebook нет и быть не может. Потому что триллион – это или шутка или индикатор для инвесторов, направление вектора их надежд. Где же они оборвутся? Ставлю на 2018-20 годы и предлагаю взглянуть на графическое изображение показателя P/E крупнейших по капитализации американских компаний и доходности по гособлигациям.
Голубой пик 2000 года – бум и начавшийся кризис доткомов. Следующий пик и кризис (уже для Web 2.0), похоже, в 2018-20 годах. Подождем...
P.S. С 1996 по 2000 годы (до пика бума) капитализация Yahoo! выросла в 87(!) раз. MarketCap eBay и Amazon.com в течение двух лет увеличилась в 13 и 16 раз соответственно. Так что желающим «покататься» (иначе и не назовешь) рекомендую к спекулятивной покупке Mail.ru Group и участие в IPO Facebook.
Георгий Воронков, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.