Walmart принял решение о закрытии своего представительства в России. «Мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса», — заявил президент Walmart Даг Макмиллон.
Интерес к российскому рынку компания начала проявлять еще в 2002 году. Руководство компании планировало выходить на рынок, используя только уже существующие сети. Первым кандидатом была «Лента», но, видимо, из-за сложной ситуации и скандалов в питерском ритейлере приблизиться к завершению сделки так и не удалось. Следующим шагом стала Копейка, но соперничество с Х5 так и не увенчалось успехом. Получается, что за два года существования российского офиса было найдено всего два объекта. Представительство было закрыто прежде всего потому, что Walmart отказался от планов быстрого завоевания рынка.
Конечно, Walmart является крупнейшей сетью в мире с выручкой более $400 млрд. Но для российского ритейла уход Walmart позитивен в том плане, что не появится новый крупный и агрессивный конкурент. Кроме этого, не секрет, что Walmart предъявляет к поставщикам очень жесткие требования в плане закупочных цен, поэтому многим производителям просто было бы невыгодно работать с этим ритейлером.
Вполне возможно, что в ближайшие годы Walmart снова проявит интерес к российскому рынку. При этом объектов для агрессивного поглощения остается все меньше, поэтому Walmart будет вынужден покупать сразу несколько сетей. Сейчас это может быть «Дикси», которая в 2009 году по выручке практически догнала «Копейку» и «Ленту» — этот показатель составил для Дикси 54,2 млрд руб. Хотя это и не очень привлекательный актив с точки зрения эффективности. Также объектом для поглощения может стать «Виктория». Это позволит начать деятельность в трех федеральных округах — Центральном, Северо-Западном и Уральском. В дальнейшем компании, если она по-прежнему будет нацелена именно на поглощение существующих сетей, а не на строительство новых площадей, придется рассматривать в качестве объектов для покупки небольшие региональные сети.
Интересно, что Walmart не рассматривает в качестве объекта для покупки «Мосмарт». Хотя этот ритейлер владеет 130 тыс. кв. метров торговых площадей в Москве и еще более 50 тыс. в регионах. Хотя «Мосмарт» гораздо меньше «Копейки» или «Ленты», сумма сделки могла составить всего около 5 млрд руб. Видимо, руководство Walmart решило не принимать на себя огромные долги «Мосмарта».
Пока же в российском ритейле все остается без изменений. Фаворитом является Х5, занимающая самую большую долю рынка и сохраняющая потенциал для дальнейшей экспансии. Например, в Москве и Московской области рыночная доля компании составит всего около 13%. Выручка в 2010 году может достигнуть $12,5 млрд, т.е. увеличится на 20%, а EBITDA вырастет на 18% — до $1 млрд. Кроме этого, после полной интеграции «Копейки» и «Пятерочки» показатели рентабельности должны улучшиться. Целевая цена акций Х5 Retail Group на ближайшие 3-6 месяцев — $50 за GDR.
Еще один лидер — «Магнит», являющийся самым эффективным ритейлером. По итогам 9 месяцев 2010 года рентабельность по EBITDA компании достигла 8,05% (по сравнению с 7,6% у Х5). А за счет результатов четвертого квартала этот показатель может достигнуть 8,2% по итогам года. В течение 3-6 месяцев акции ритейлера могут вырасти до 4500 рублей, что предполагает upside 10,5%.
Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.