Китай увеличил резервные требования для банков второй раз за две недели, выводя наличность из финансовой системы, с тем, чтобы ограничить инфляцию и снизить риск образования пузырей активов в крупнейшей в мире быстрорастущей экономике, –сообщил в пятницу Блумберг.
Требование об увеличении на 50 базисных пунктов начнет действовать 29 ноября, - сообщается на вебсайте центрального банка Китая. Цель шага – усилить управление ликвидностью и обеспечить адекватный контроль за кредитами и займами.
Для крупнейших банков Китая по сообщению Блумберга это требование составит 18%, а для четверки наиболее крупных, согласно записке BofA-Merill Linch, - 18,5%.
Повышение резервной ставки на 50 пунктов по оценке Bank of America-Merrill Lynch выводит из финансовой системы примерно 350 млрд. долларов юаней ( 53 млрд. долларов).
Помимо повышения резервных требований и ставки рефинансирования Китай по мнению аналитиков ряда крупных банков уменьшит лимит кредитования с запланированных 7,5 трлн. юаней (1,1 трлн. долларов), до 5 трлн. юаней.
Ранее, кабинет министров Китая на прошедшей неделе обнародовал пакет антиинфляционных мер, которые включали жесткое преследование спекуляций сельскохозяйственными продуктами и угрозу установления предельных цен на товары первой необходимости.
Эти меры народного Банка Китая последовали после того, как данные по инфляции 11 ноября оказались 4,4%; это выше ожиданий – 4,1%. Интересно, что еще днем раньше на местном рынке знали, что инфляция составит 4,4% при ожидаемых 4,1%. Вообще следует сказать, что местный рынок отличается высокой точностью прогнозов статистических показателей.
По мнению некоторых наблюдателей ЭТИ ЦИФРЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАТ, ПОСКОЛЬКУ УТВЕРЖДАЮТСЯ В ОФИЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ.
Так, например, они считают, что задача сбора данных по инфляции требует наличия сложной и дорогостоящей системы, которая отсутствует даже в некоторых развитых и во много раз гораздо менее населенных странах, чем Китай. В Китае с его населением в 1,3 млрд. человек такой системы сейчас в принципе быть не может.
Уже давно обратил внимание на осведомленность о будущих событиях не только китайских чиновников, но и местных крупных игроков и глобальных игроков, типа GS или BofA.
Например, ЕЩЕ ДО ВЫХОДА СТАТИСТИКИ ПО ИНФЛЯЦИИ (!) на Zero Hedge появилась такая статья:
http://www.zerohedge.com/article/china-wants-world-believe-inflation-jumped-44-line-shadow-expectations-fastest-fake-price-gr
В ней приводятся комментарии одного такого аналитика: Ting Lu из BofA. Тот, кстати, еще до выхода статистики назвал точную цифру по инфляции и прогнозировал, что повышения учетной ставки не будет. Пока его прогноз сбывается. Вот что он пишет:
«В отличие от ставки резервных требований, которая утверждается Народным банком Китая, решения по процентной ставке принимаются премьер-министром или одним из вице-премьеров. На самом деле, даже некоторых из высших руководителей банка Китая были удивлены повышением ставки в прошлом месяце».
По мнению Ting Lu в ноябре повышения ставки не будет, а скорее повышение ставки будет в декабре или январе после снижения инфляции. Подобная реакция более характерна для китайских властей, поскольку она свидетельствует об их решительности и готовности к действиям в нестандартной ситуации.
Для Китая важно прежде всего воспрепятствовать притоку иностранного спекулятивного капитала, что достигается повышением резервных требований к банкам. А вот повышение процентной ставки, что ведет к укреплению национальной валюты, мера не такая неизбежная.
Таким образом все страны – от Тайваня до Бразилии предпринимают меры, препятствующие притоку спекулятивного капитала от стимулирующих мер ФРС США (QE2).
А вот мнение очень авторитетного в западном финансовом мире человека – Марка Фабера, - это очень важно.
Марк Фабер, редактор Gloom, Boom&Doom пишет:
«Инфляция представляет наибольшую опасность во всем мире. Я полагаю, индексы потребительских цен, публикуемые в Китае и США, не отражают реальную стоимость жизни в этих странах. Даже если Китай ужесточит монетарную политику, процентные ставки все еще далеки от истинных уровней инфляции – МОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ, ЧТО ИНФЛЯЦИЯ В КИТАЕ СОСТАВЛЯЕТ БОЛЕЕ 10% В ЕЖЕГОДНОМ ИСЧИСЛЕНИИ.
Я полагаю, что Америка и Китай держатся противоположных курсов, как экономически и так политически».
Я думаю, что Марк Фабер хотел здесь сказать, что интересы США и Китая как экономически, так и политически, сильно расходятся. И это будет периодически приводить к столкновениям между ними, а может привести к полномасштабному и серьезному противоборству в экономической и политической сфере.
А Китай здесь умеет жестко отстаивать свои интересы. Это показывает эпизод с арестом китайского рыболовного судна кораблями береговой охраны Японии в начале сентября, на что Китай ответил приостановкой экспорта редкоземельных металлов в Японию, которые имеют очень важное значение для электронной промышленности Японии. Китай, как известно, контролирует 93 % мирового производства редкоземельных металлов.
Хочу отметить, что поскольку Китай – это страна, в которой правящей силой до сих пор остается коммунистическая партия, следовательно, она обладает значительно большей способностью к скоординированным действиям различных финансовых структур.
Впрочем Федрезерв в лице Бена Бернанке и Уильяма Дадли – главы ФРБ Нью-Йорка, ключевого подразделения в системе Федрезерва, непосредственно осуществляющего монетарную политику Феда (бывший высокопоставленный сотрудник в GS), Казначейство в лице Тимоти Гейтнера (бывший глава ФРБ Нью-Йорка), и ПРАЙМДИЛЕРЫ сейчас на мой взгляд тоже образуют весьма монолитную и хорошо скоординированную структуру.
В арсенале мер по борьбе с экспортом инфляции из США у Китайской народной республики помимо редкоземельных металлов есть другие, не менее действенные средства: например, владение более чем на 800 млрд. долларов облигациями казначейства США создает непосредственную угрозу для США. Или, например, Китай может предпринять какие-то действия на рынке деривативов, который огромен, и составляет около 600 трлн. долларов.
Уже сами по себе массивные продажи облигаций США на суммы, скажем, 40-60 млрд. долларов в неделю на открытом рынке могут вызвать просто тектонические сдвиги на рынке процентных ставок ( который составляет порядка 80% от рынка деривативов). У Китая есть средства, но, с другой стороны, вряд ли он заинтересован в возникновении хаоса на рынках.
На самом деле, и Китай и Америка делают примерно одно и то же: они пытаются повысить конкурентоспособность своих национальных экономик путем девальвации национальных валют. Китай успешно занимается этим с 1997 года, Америка занялась этим в последние два года, уже после кризиса, и в общем-то тоже преуспела.
И все-таки возможно приготовления к большой войне идут; но только начнется она не в этом и может быть даже не в будущем году. И механизм POMO – это один из инструментов, подготовленный США на случай этой войны – если начнется массированный выход Китая из облигаций США.
Есть и те, что считают, что война уже началась. Так, например Альберт Эдвардс из SocGen в своей последней заметке пытается объяснить, что Америка уже вползает в рецессию, и поэтому обесценивание доллара является попыткой Бена Бернанке заставить китайцев через инфляцию на продукты питания все-же поднять процентные ставки. И поскольку цены на продукты питания в Китае в действительности критичны, то важнейшей причиной скачка цен за октябрь, который странным образом оказался для многим столь неожиданным, возможно является причина, что ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОГЛАСИЛОСЬ НА ЭТОТ РАЗ РАСКРЫТЬ ЭТОТ ФАКТ. По существу Альберт Эдвардс показывает, что председатель ФРС поднял ставки в этой игре до такого высокого уровня, что он рискует либо вызвать очень сильное социальное недовольство в США, либо голодные бунты в Китае. такова точка зрения Альберта Эдвардса.
Это уже лобовая атака на Китай... И кто первым свернет, тот проиграет...
Альберт Эдвардс пишет:
Вам сейчас не нужно напоминать, что существует такая вещь, как рост запасов, который исчисляется по отношению к росту ВВП. Если даже запасы вырастут еще на 110 млрд. долларов в 4-ом квартале, как это было в 3-ем квартале, соотношение к росту ВВП останется равным нулю. Если запасы вырастут сильнее – еще на 60 млрд. долларов в 4-ом квартале, запасы отнимут 1,5% от роста ВВП в ежегодном выражении. При конечных продажах, выросших на жалких 0,75% за последние два квартала, не нужно быть гениальным в математике, чтобы понять, что рецессия вполне возможна даже и без сильного снижения в количестве домов или заказов на товары длительного пользования.
На самом деле, возможно, реальная инфляция в Китае в ноябре действительно выросла и это сильно взволновало в Китае самых высокопоставленных официальных лиц. Но только, конечно это не 4,4%, а это гораздо больше.
Это не может их не взволновать, потому что Китай – это страна, где сотни миллионов живут за чертой бедности.
В развивающихся странах, где на человека приходится доход меньше 1000 долларов в год, затраты на еду составляют больше 50%.
«Голод съел цивилизацию». Альберт Эдвардс напоминает, что в 70-ых годах продовольственный кризис привел к иранской революции; и что русская революция началась с того, что голодающие рабочие протестовали против высоких цен на хлеб.
Китай очень озабочен этим. Он также помнит события 1989 года , когда "безудержная" инфляция всего в 28% способствовала беспорядкам и угрожала власти режима.
Китай не хочет повторения этих событий. Поэтому борьба с инфляцией будет жесткой и бекомпромиссной.
Н. Лудоманов
Комментарии отключены.