Россия не может жить без реформ. Точнее, без шумных пиар-кампаний макроэкономического и политического характера, к которым, как правило, и сводится большинство так называемых «реформ».
Так говорил Шаталов
В настоящее время Минэнерго и Минфин совместно готовят концепцию реформы налогообложения нефтяной индустрии. Детали реформы пока неизвестны, но возможно, что ее сущностью станет перемещение налогового бремени с добычи сырья в сектор нефтепереработки. На днях замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что с 2012 года российские нефтяные компании может ожидать введение налога на сверхприбыль, т.е. повышенной ставки налога на прибыль. Но из заявлений г-на Шаталова совсем неясно, произойдет это или нет. А вот что может произойти с более высокой вероятностью — это повышение ставки экспортной пошлины на все виды нефтепродуктов примерно до 85-90% ставки экспортной пошлины на нефть.
Повышение пошлин — благо
С одной стороны, повышение пошлины на нефтепродукты логично. Так, в настоящее время размер экспортной пошлины на светлые нефтепродукты составляет около 72% от размера экспортной пошлины на нефть ($191,8 за тонну), а пошлина на мазут, который является основным продуктом переработки на большинстве российских НПЗ, вообще составляет около 39% от пошлины на нефть ($103,3 за тонну). В настоящее время экспортная пошлина на нефть составляет $266,5 за тонну, а повышенная ставка экспортной пошлины на нефтепродукты сегодня могла бы, таким образом, составить $226,5 — 239,85 за тонну. То есть, если бы реформа осуществилась сегодня, пошлина на светлые нефтепродукты могла бы возрасти на 18-25% по сравнению с сегодняшней, а пошлина на мазут увеличилась бы более чем вдвое к текущим уровням. Пропорционально выросли бы и затраты нефтяных компаний по уплате выросших экспортных пошлин на нефтепродукты. Но это может позволить налоговым органам контролировать уровень затрат ВИНК с целью не допускать искусственного занижения прибыли и, соответственно, налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Кто кого субсидирует?
Но с другой стороны — от этой «реформы» в проигрыше окажется подавляющее большинство ВИНК. Формально, сейчас происходит уравниловка. Нефтяные компании, которые не хотят инвестировать в модернизацию своих НПЗ либо озаботились этим вопросом слишком поздно, субсидируются более передовыми НК, которые уже провели модернизацию заводов. Но фактически, в принципе, у всех крупных российских НК около 40% производимых на НПЗ нефтепродуктов составляет мазут, так как модернизацией заводов в последнее время мало кто занимался. Поэтому сейчас сложно выявить, кто кого субсидирует.
Структура выпуска нефтепродуктов российскими НК
Источники: данные компаний, расчеты автора\
В настоящее время только НК «Альянс» ведет глубокую модернизацию своего Хабаровского НПЗ. Компания озаботилась этой проблемой, потому что нефтепереработка, во-первых, приносит ей около 80% выручки, а во-вторых — от модернизации этого НПЗ зависит обеспечение Дальнего Востока нефтепродуктами. Так что, если бы эта реформа проводилась сегодня, то проиграло бы абсолютное большинство. В относительном выигрыше была бы Газпром нефть. Кроме того, неясно, что будет с НДПИ, ведь судя по заявлениям Шаталова, его никто не собирается отменять, даже несмотря на появление нового налога на сверхприбыль. Таким образом, к существующим налогам на нефтяную отрасль добавляется еще один, вкупе с повышением пошлины на нефтепродукты, и никто даже не думает снижать налоговое бремя. В чем же тогда смысл реформы?
Кто выиграет?
Я полагаю, что налоговое бремя на нефтяников все-таки может уменьшиться. Возможно, это произойдет за счет сокращения экспортной пошлины на нефть. Скорее всего, льготный режим для Восточной Сибири сохранится, а для остальных регионов будет изменена формула расчета цены нефти, что позволит сделать эту методику более гибкой. Тогда реформа бы выглядела намного более целесообразной.
Стимулировать нефтедобычу для России жизненно важно, ведь по итогам 9 месяцев все крупные НК России показали падение добычи (о чем я подробно рассказала в статье «Никто не хотел добывать
». На фоне уменьшения экспортной пошлины на нефть было бы логичным повышение ставок экспортных пошлин на нефтепродукты: хочешь больше экспортировать — изволь потратить деньги на модернизацию перерабатывающих мощностей. А то стыдно с нашим-то бензином, да в «калашный ряд», когда в Европе уже на стандарты Евро-5 переходят.
На общем бледном фоне достойно выглядят только Газпром нефть, Башнефть (по крайней мере, три ее НПЗ), ну и еще ЛУКОЙЛ — за счет его зарубежных заводов, которые как раз были сравнительно недавно модернизированы. НК «Альянс» после модернизации тоже должен выглядеть достойно; более того, у компании есть планы по экспорту светлых нефтепродуктов в Китай после модернизации, а ведь до сих пор эта компания экспортировала мазут только в Монголию.
Однако «в сухом остатке» от реформы в наибольшей степени выиграли бы те компании, у которых доля доходов от экспорта сырья значительно превышает доходы от экспорта нефтепродуктов, а именно — Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР Холдинг и Татнефть, чей недавно построенный завод ТАНЕКО будет способен производить продукты глубокой переработки примерно к 2014 году. В краткосрочном аспекте рост затрат может понизить рентабельность нефтяной компании, однако новые крупные проекты окупаются не сразу. Арифметика корпоративных финансов, так сказать. А проигравших, в конечном счете, тоже не окажется — ведь наши экспортеры нефтепродуктов также заинтересованы в повышении конкурентоспособности.
...а кто будет недоволен?
Конечно, у каждой реформы найдутся свои оппоненты и даже противники. Как ни странно, наибольшее сопротивление данная реформа может вызвать у... миноритарных акционеров ВИНК! Ведь для того, чтобы соответствовать евростандартам, им придется инвестировать миллиарды долларов в модернизацию заводов. А увеличение инвестпрограммы — ведь многим из них приходится инвестировать и в освоение таких сложных регионов, как Восточная Сибирь или шельф Каспийского моря — может повлечь за собой сокращение дивидендов (ведь на бонусах менеджеры нефтяных компаний не любят экономить!). Однако ЛУКОЙЛ, например, уже объявил приоритетом дивидендную политику, и вряд ли в свете реформы он будет отказываться от утвержденной стратегии.
Не упустить исторический шанс!
Таким образом, государство сейчас находится перед серьезной дилеммой. Либо эта планируемая налоговая реформа так и останется очередной бессмысленной пиар-кампанией, либо власти используют свой исторический шанс, чтобы реально, а не на словах помочь нашим нефтяникам стать конкурентоспособными экспортерами. Если государство пойдет по второму пути, то это будет реформа, сравнимая с реформами Петра I или П.А.Столыпина, которые жесткими административными методами тащили отсталую Россию на цивилизованный путь развития. Главное, чтобы реформа не оказалась половинчатой, а то опять нарвемся на каких-нибудь «большевиков» от нефтянки.
Вниманию инвесторов: ТНК-ВР Холдинг и Татнефть
На мой взгляд, это две наиболее интересные инвестиционные идеи. ТНК-BP Холдинг — самая недооцененная акция в отрасли, и кроме того, она работает в самом перспективном нефтяном регионе — Восточной Сибири. А Татнефть уже который год демонстрирует стабильные темпы добычи и, кроме того, у нее в этом году впервые появился собственный НПЗ. Из этих двух бумаг наибольший потенциал имеет, на мой взгляд, ТНК-ВР Холдинг.
Наталья Правдина, аналитик "Инвесткафе"
Комментарии отключены.