Уж повезло, так повезло российской «дочке» ВР - ТНК-ВР. Проблемы материнской компании приносят ей все новые и новые бонусы. Если раньше говорилось о том, что ВР продаст ТНК-ВР лишь свои малоэффективные активы в Венесуэле, то теперь, в связи с тем, что ВР увеличила план продаж своих активов с 30 млрд до 40 млрд долларов, «мать» готова отдать «дочке» свою почти фамильную драгоценность - шельфовые месторождения Северного моря. И все ради того, чтобы выручить побольше денег, ведь за шельфовые месторождения можно действительно получить хорошие деньги - от пяти до десяти млрд долларов.
И хотя ТНК-ВР интересовалась совсем другими активами ВР, в частности, нефтегазовыми проектами в Азербайджане, для российской компании, кажется, такая сделка стала бы просто находкой. Ведь это месторождения с готовыми инфраструктурой и технологиями, плюс – это шаг на пути к осуществлению мечты о зарубежной экспансии.
Однако я как-то писала, что ВР не пытается продать свои перспективные проекты. Говоря, например, о проектах Petromonagas (16,66%), Petroperija (40%) и Boqueron (26,6%), которые ВР хотела сбыть своей российской «дочке» ТНК-ВР, я упоминала, что активы эти не беспроблемные. В силу того, что Венесуэла входит в Организацию стран экспортеров нефти (ОПЕК), в 2009 году из-за ограничения квоты ВР была вынуждена сократить добычу на своих месторождениях в этой стране — в частности, по соглашению была приостановлена добыча на Petromonagas и Petroperija.
Так, и из отчетности ВР можно увидеть – месторождения на шельфах Северного моря истощаются, и с каждым годом добыча на них падает. Так, по итогам 2007 года компания добывала в Великобритании и Европе по 252 тыс барр/с, в 2008 году – уже 216 тыс барр/с, в 2009 году – 208 тысяч барр/с.
С этой точки зрения шельфовые активы уже и не кажутся такой уж замечательной покупкой. Не говоря о том, что ТНК-ВР рискует сильно переплатить за них, ведь совокупная их стоимость, по моим предварительным оценкам, может составлять не более 4 млрд долларов. Впрочем, долг у ТНК-ВР низкий и деньги водятся, а вот активов в портфеле действительно маловато.
Анастасия Соснова, аналитик «Инвесткафе»
Комментарии отключены.