Высший арбитражный суд (ВАС) РФ возвратил компании ТНК-ВР ее заявление о пересмотре в порядке надзора дела об установлении монопольно высоких цен на топливо в первой половине 2008 года, за что на компанию был наложен штраф в 1,112 миллиарда рублей, сообщил в пятницу Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель суда. Компания просила пересмотреть постановление ВАС РФ, вынесенное по этому делу.
Главная беда нашего государственного регулирования, на мой взгляд, это стремление казаться лучше, чем оно есть на самом деле. Причем у здравомыслящего наблюдателя постоянно возникает вопрос: а кому это надо?
На примере истории с возвратом НДС по экспорту (http://patsak.investcafe.ru/post/2494/) очень хорошо заметно, что государство, по сути, само себе создает проблемы: ради создания видимости, что у нас в экономике все «идеологически-либерально», нарушает собственные законы и тем самым плодит бестолковщину и коррупцию. А самое главное – такая система мешает жить простым гражданам, да и «непростым» тоже.
ТНК ВР все же придется заплатить много миллиардный штраф за завышение цен на нефтепродукты.Казалось бы – как хорошо, что родимая антимонопольная служба (ФАС) начеку, не дает, понимаешь, кровопийцам нефтяникам наши кровные себе присвоить!
Но, во-первых, наши кровные в данном случае скорее перераспределяются – нефтяники их 2 года назад уже получили, теперь вот государство часть пытается отнять.
А во-вторых, если в ситуации начать разбираться, то окажется, что перед нами очередной образчик того, как разрыв между идеологией свободного рынка и реальностью создает и государству и нефтяным компаниям и потребителям одни только проблемы.
История вопроса:
Проблемы с ростом цен на нефтепродукты начались в начале 2000 годов, когда был введен расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по формуле, привязанной к мировым ценам на нефть. Для простоты – чем выше мировая на нефть, тем больше налог, тем соответственно больше себестоимость добычи нефти (НДПИ сходит в состав себестоимости), тем выше цена на нефтепродукты. Именно это событие стало формальным поводом, который позволил нефтяникам поднять стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке с 30 центов США в 2000 году до примерно 75-80 центов, а иногда и более доллара США за литр в 2007 году.
Сделано это было практически всеми одновременно, и потому вроде бы все признаки сговора были налицо. И укорот нефтяным компаниям в этом плане был необходим. Поэтому ФАС в этом смысле все делала правильно.
Другой вопрос – насколько рационально сегодня осуществляется регулирование данного рынка. Попробуем разобраться.
Что важно понимать.
В чем собственно состоит проблема?
В том, что мировые цены на нефть постоянно меняются. Соответственно, меняются затраты нефтяных компаний, и как следствие - меняются цены на нефтепродукты. Ну не ежедневно, конечно, но ежемесячно. И ФАС для того, чтобы определить – завышены цены или нет, необходимо содержать целый аналитический штат, который не покладая рук, анализирует, доказывает, пишет в суды исковые заявления. В общем люди работают.
С другой стороны – нефтяные компании тоже всячески хитрят, отписываются, подают апелляции. Словом и там работа кипит.
Не отстают и аналитики. Любая новость, связанная с налоговыми превенциями вызывает графоманские позывы у аналитиков инвесткомпаний: надо пересчитать модель, откликнуться, пересмотреть прогнозы. В общем, «пошла писать губерния».
Ровно такая же ситуация, только в отношении цен реализации нефти была до 2000 года, когда НДПИ считался по налоговому кодексу (16,5% от оборота). Пока не ввели расчет налога по формуле, чего только нефтяники не придумывали, а налоговики не сочиняли в ответ. Форменная битва света и тьмы: Ормузда и Аримана. Но с ведением расчета НДПИ на нефть по формуле вся бурная деятельность как со стороны государства, так и нефтяных компаний оказалась не нужна. Достаточно было прийти человеку (налоговому инспектору) с калькулятором, посчитать 4 цифры – и вся, как говорится, любовь.
Конечно, сегодня формула расчета НДПИ на нефть подвергается критике, специалисты и журналисты говорят, что для разных месторождений она должна быть разной, но ... в данному случае это не так важно. Важен принцип – норма прямого действия, ничего доказывать друг другу не надо – знай себе умножай.
Возникает резонный вопрос – почему же нельзя то же самое сделать для цен нефтепродуктов? Установить предельную цену, например, или какие-нибудь заградительные акцизы? На таком уровне чтобы и нефтяники не в накладе и потребители вздохнули посвободнее. И не умножать при этом административные сущности.
Что опять мешает марлезонскому балету?
Мешает этому как ни странно существующая рыночная идеология. У нас же официально объявлено, что в стране победили рыночные отношения. Значит, административного регулирования цен быть не должно. Налоги регулировать – пожалуйста, а цены - не смей. Идеология потому что.
Но парадокс ситуации в том, что внутренний рынок нефтепродуктов в России уж точно не является свободным. Есть такое понятие: балансовое задание. Которое включает и доступ к экспортной трубе, и поставки армии/флоту и загрузку НПЗ и много еще каких обязательств, которые накладываются государством на нефтяников. То есть количественно государство вроде бы напрямую регулирует отрасль, а вот в ценах – нет, потому что рынок у нас свободный. Глупость? Глупость, конечно.
Чем плоха на самом деле вечная дерготня с ценами на нефтепродукты?
Да хотя бы тем, что планировать затраты потребителям бывает затруднительно. Тем, что при колебаниях цен и метаниях в поисках картельного сговора никто толком не знает сколько точно надо, например, денег на посевную, или на топливо военным. Потом проверять замаешься – украли они чего или это опять цены на нефть поменялись. По факту получается, что денег то мало, то много – а Минфин, как крайний в данном процессе начинает нервничать и вообще норовит ничего никому не давать. Как следствие – нарушается ритмичность деятельности многих потребителей нефтепродуктов и в целом по стране мы несем колоссальные убытки (хлеб не убрали, потому что денег на топливо нет, самолет не летел, потому что субсидию на керосин задержали и все в таком вот духе).
Плюс еще конечно упадет занятость и от дурацкой работы высвободится очень много квалифицированных специалистов. Прошу здесь понять меня правильно: люди занятые регулированием рынка нефтепродуктов, что в ФАС, что в МНС, что нефтяных компаниях, что в других организациях выполняют нужную и важную работу. Но ... при нынешней организации процесса, как бы хорошо они не работали, труд их нерационален. Просто потому что сама система отношений неразумна.
Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе»
Комментарии отключены.