По словам финансовых аналитиков и экономистов, ровно год назад ведущие британские банки Royal Bank of Scotland Group Plc и HBOS Plc были близки к краху, что могло вызвать цепную реакцию и привести к массовым гражданским беспорядкам в различных городах Великобритании.
«Банкротство банков могло вынудить правительство отказаться от услуг полиции и развернуть войска, поскольку сбой системы финансовых платежей угрожал блокировать деятельность коммунальных предприятий, оказывающих услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности», - заявил Дэвид Ливингстоун, действительный член Королевского Института Международных отношений в Лондоне, бывший советник правительственного комитета «Кобра», созданного для противодействия кризису.
«Вы говорите о ситуации, связанной с массовыми беспорядками и паникой, - заявил в интервью агентству Bloomberg бывший офицер Королевских ВМС. – Тогда могли бы случиться бунты, ад кромешный, каждый добывал бы себе пропитание».
Министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, управляющий Банка Англии Мервин Кинг и глава Управления по финансовому надзору и регулированию Эдайр Тернер встретились 7 октября 2008 года в 5 часов вечера и подготовили программу спасения для банков общей стоимостью 250 млрд фунтов за 16 часов до открытия банков на следующий день.
Год спустя в ответ на запрос агентства Bloomberg, ссылающегося на Закон США о свободном доступе к информации, Казначейство Великобритании отказалось сообщить, был ли предусмотрен план действий в чрезвычайных обстоятельствах для этих двух банков, тогда или сейчас.
Публикация подобной информации «вероятно, окажет дестабилизирующий эффект на финансовые рынки», может навредить процессу принятия правительственных решений и нанести коммерческий ущерб банкам, участвовавшим в программе», - заявило Казначейство Великобритании в официальном письме.
«В текущих экономических условиях восприятие экономики, даже если оно полностью неверно, чрезвычайно важно, поскольку может изменить поведение рынка, - заявило Казначейство. – Подтверждение или опровержение какой-либо информации, в том числе, касающейся банков, упомянутых в вашем запросе, навредило бы банкам и экономическим интересам Великобритании».
«Катастрофические» издержки
Прошлогодний кризис был худшим в Великобритании, произошедшим в мирное время, - заявил Алистер Дарлинг в интервью British Broadcasting Corp. в прошлом месяце. Два банка не были «уверены в том, доживут ли они до конца дня», - признался Мервин Кинг 7 октября текущего года.
«Вы могли бы получить абсолютную панику и массовое изъятие банковских вкладов, - отметил Том Кирчмайер, научный сотрудник Лондонской школы экономики. – Люди были бы не в состоянии купить хлеб. Издержки для экономики были бы катастрофическими».
В банках RBS и HBOS в момент проведения переговоров о возможном их поглощении банком Lloyds TSB Group Plc насчитывалось более 35 миллионов коммерческих и частных клиентов с депозитами на общую сумму 475 млрд футов, что составляло 22% от общего объёма в Великобритании. Число подразделений RBS и HBOS составляло 3250.
«Инфекционные последствия»
«Если бы RBS не был поддержан так, как это был сделано, он был бы национализирован на следующей неделе, - заявил в интервью телеканалу Bloomberg бывший заместитель управляющего Банка Англии Джон Гив. – Если бы банки RBS, HBOS, Lloyds утонули, это имело бы огромные инфекционные последствия по всему остальному миру».
«Крах RBS и HBOS вызвал бы эффект домино и привёл бы к массовому изъятию вкладов из британских банков, - отметила экономист Capital Economics Ltd. Викки Редвуд. – Доверие к банковской системе было бы полностью разрушено и привело бы к общественным беспорядкам. Люди помчались бы в банки, чтобы вытащить оттуда свои деньги и вы бы вернулись к эпохе депрессии».
В Исландии периодические акции протеста продолжались несколько месяцев после того, как правительство страны в октябре объявило о национализации Glitnir Bank HF и двух других крупнейших банков страны. В результате кризиса Исландия стала первой западной страной за 32 года, попросившей помощи Международного Валютного фонда. Однако, даже в этом случае банки оставались открытыми для бизнеса.
Правительственная программа спасения
С целью стабилизации финансовой системы британское правительство запустило несколько программ, объявив о них 8 октября 2008 года, 13 октября 2008 года и 19 января 2009 года. Банки RBS, HBOS и Lloyds TSB Group получили от правительства 37 млрд фунтов, в дальнейшем для них были открыты кредитные линии на 200 млрд фунтов для улучшения уровня ликвидности, увеличения капитала и нейтрализации списаний и уценки активов. Кроме того, правительство предоставило гарантии на токсичные активы, принадлежащие этим банкам, на общую сумму 585 млрд фунтов.
За прошедший год с 13 октября 2008 года по 5 октября 2009 года индекс британского банковского сектора FTSE 350 Banks Index вырос на 1.8%. По сравнению с минимумами, зафиксированными 9 марта, значение индекса более чем удвоилось. За этот же период британский фондовый индекс FTSE 100 вырос на 18%.
Тем не менее, финансовый сектор «не выпутался из затруднений», - заявил инвесторам Майкл Геогеган, главный исполнительный директор HSBC, крупнейшего в Европе банка, на конференции, организованной Bank of America Merrill Lynch 29 сентября.
«Обратно в нормальное состояние»
Международный Валютный фонд объявил 30 сентября, что британские банки признали лишь 40% из общей суммы списаний активов в 604 млрд долл, и их прибыли будет недостаточно, чтобы это компенсировать. По мнению МВФ, медленно работающая экономика и повышающийся уровень безработицы будут способствовать увеличению банковских убытков по кредитам.
«Доверие вернулось, но доверие слишком велико, и люди рискуют вслепую, - заявил Том Кирчмайер из Лондонской школы экономики. – Если вы взглянете на рынок, вы увидите, люди полагают, что он вернулся в нормальное состояние, но в системе есть огромные риски».
«Они [риски] остаются, - отметил Саймон Могэн, аналитик MF Global Securities Ltd. - Банкам ещё нужно сократить долги в достаточном объёме после того, как бухгалтерские балансы быстро расширились в процессе резкого подъёма, в то время как нормативные требования к увеличившемуся капиталу остались косметическими. Проблема была в том, что в системе было слишком много денег и был спрос на доходность. [Ситуация] очень мало изменилась, и банки могут закладывать основу для следующего кризиса».
Банковский кризис был симптомом неустойчивости бума увеличения стоимости активов, «который начался в тот момент, когда западные монетарные власти начали верить в то, что инфляция мертва, - заявил Дэвид Сэйер, глава отдела банковских услуг для физических лиц финансовой группы KPMG. – Ограничений бонусных выплат банкирам будет недостаточно для того, чтобы предотвратить повторение [тех событий]».
Сейчас банковская индустрия вовлечена в «период существенной трансформации и изменений, - заявил глава HSBC Майкл Геогеган в прошлом месяце. – Эти изменения самих себя, если они не будут проведены рационально и без эмоций, могут вызвать новый кризис доверия в это хрупкое время».
Источник: Bloomberg
Комментарии отключены.