Лондонский саммит обнадежил

Мировая рецессия, возможно, достигла дна, что сделало лишним выработку эффективных совместных программ странами Группы 20.

Праздник под названием «Лондонский саммит Большой двадцатки» запомнился скорее такими милыми событиями, как подарок Бараком Обамой Ipoda английской королеве, необыкновенная прическа его супруги, Мишель, и ее же непротокольная выходка на приеме у все той же Елизаветы II. В российских СМИ почему то особый акцент был сделан на традиционной фотосъемке: Барак Обама стоял рядом с Дмитрием Медведевым, а «это значит многое». Но почему-то мало кто заметил, что за столом переговоров глава российского президент сидел между президентом Мексики и премьер-министром Турции. Еще за несколько дней до саммита казалось, что будет драка – судя по воинственным заявлениям Китая и России о слабости доллара и необходимости создания новой резервной валюты. Однако драки развернулись отнюдь не в комнатах переговоров, а на улицах – между полицией и антиглобалистами. В конце концов, совершенно неважно, как стояли или как сидели (на кого смотрели и кому улыбались) лидеры – важнее итоги встречи. Но они оказались никакими.

Большинство экономических блоггеров попросту не заметили лондонских событий – потому что мировые индексы росли в течение всех этих дней на обнадеживающей статистике – в США и Китае неожиданно и против всех прогнозов существенно выросли продажи автомобилей, а вторичные продажи домов в Америке растут уже второй месяц подряд. Кроме того, инвесторы, наконец-то должным образом отреагировали на главу Минфина США Тимоти Гейтнера, который заявил, что фискальные меры стали приносить реальный экономический результат.

«Встреча в Лондоне оставила без внимания два главных вопроса, – пишет Джефри Сакс, профессор Колумбийского университета, - Систему обменных курсов и слабость доллара». Речь идет о том, что свободноплавающие обменные курсы вредны во время кризиса, а слабеющий доллар может свести на нет все попытки государств восстановить экономическое благополучие.

Вместо начала диалога о новой резервной валюте лидеры G-20 постановили распределить среди акционеров МФВ 250 млрд специальных прав заимствования (SDR), что эквивалентно $372 млрд, а также увеличить акционерный капитал МВФ втрое – до $750 млрд. Между тем, сама расстановка сил в МФВ по-прежнему осталась в пользу развитых стран и в ущерб развивающимся экономикам. Звучали популистские заявления о недопустимости бонусов среди банкиров, антиоффшорная риторика, направленная против хедж-фондов, но даже не началась работа по созданию международных правил финансового регулирования.

«Возможно, было бы правильным создавать такое регулирование внутри каждой страны, потому что при существующей расстановке сил в G-20, глобальные правила будут использоваться сильнейшими экономиками как средство протекционизма»,- замечает Авинаш Персауд (Avinash Persaud), глава Intelligence Capital.

Увеличение ресурсов МВФ не поможет создать новые рабочие места и остановить рецессию. Финансовые возможности этой организации – если они и дальше будут расти – могут быть лишь надеждой на то, что в следующий кризис МВФ оперативно предотвратит девальвацию в отдельно взятой стране. Даже «оптимисты» - такие как Нуриэль Рубини - сейчас рассчитывают на то, что рецессия будет L-образной, то есть резких падений впредь не предвидится, но в следующие один-два года, если и будет рост в мировой экономике, в пределах десятых долей процента.

Источник: Финанс

Комментарии отключены.