"Наша главная задача - энергично подчеркнуть свою сплоченность перед лицом кризиса", - отметил президент США Барак Обама в своем интервью The Financial Times. Вероятно, он помнит, что Франклину Делано Рузвельту вменяют в вину отсутствие на другом "кризисном саммите", который, по стечению обстоятельств, тоже состоялся в апреле и в Лондоне, отмечают корреспонденты Эдвард Люс, Лайонел Барбер и Кристия Фриленд, подразумевая международную встречу в 1933 году. Симптоматично, что для беседы с журналистами Обама выбрал Рузвельтовский зал Белого дома, отмечает издание.
Незадолго до интервью Обама обнародовал новую стратегию США в Афганистане и Пакистане, а также встретился с топ-менеджерами с Уолл-стрит. "В том числе, я подчеркнул, что сейчас все должны чем-то жертвовать, в том числе секторы экономики, которые в свое время способствовали кризису", - отметил он в интервью, пересказывая свое обращение к топ-менеджерам. Между тем звучат опасения, что у Обамы до сих пор нет полномасштабной стратегии воскрешения финансовой системы, пишет издание. Так, в феврале провалилась первая попытка министра финансов Тима Гейтнера обнародовать указания относительно плохих активов на балансе банков. Новый план Гейтнер огласил на прошлой неделе. В интервью президент похвалил эту инициативу, но подчеркнул: до цели еще далеко.
Параллельно Обама ведет все более напряженные переговоры с Конгрессом о проекте бюджета суммой в 3,6 трлн долларов, предполагающем, в том числе, осуществление предвыборных обещаний Обамы: внедрение общедоступной медицинской помощи и торговли квотами на выбросы парниковых газов. Двузначный фискальный дефицит, заложенный в бюджет, вызывает негодование - ведь такого не видывали со времен Второй мировой войны, поясняет газета. На этом фоне меркнут такие проблемы, как вывод американских войск из Ирака и их переброска в Афганистан, а также глобальная угроза терроризма и вероятность катастрофической войны между наркокартелями в соседней Мексике, отмечают авторы.
"Возможно, Обама не ожидал, что ему придется балансировать на канате между все более рьяными требованиями популистов и необходимостью как можно скорее спасти Америку и мир из пучины кризиса", - пишет издание. Между тем меры, возможные в политическом плане, не обязательно совпадают с экономически целесообразными, а мнения экономистов сильно расходятся, признал Обама. "Некоторые экономисты, в том числе нобелевские лауреаты Пол Кругмен и Джозеф Стиглиц, ратуют за полную национализацию банков, но консерваторы видят в антикризисном плане Белого дома путь к социализму", - поясняют авторы. Необходимо также нащупать равновесие между бюджетными вливаниями в экономику и жестким соблюдением фискальной дисциплины в среднесрочном масштабе, поскольку надо успокоить инвесторов в федеральные облигации США - прежде всего Китай. Есть еще одна причина балансировать - Обама старается заодно с простыми гражданами возмущаться сверхбонусами на Уолл-стрит, но при этом не ссориться с финансистами, так как без их поддержки его антикризисные планы провалятся, поясняет издание. Но великодушие американцев не безгранично. "Если избиратели сочтут, что мы просто вливаем в институты все больше денег, а отдачи нет - разве что предотвращаем катастрофу, аргументировать новое вмешательство государства будет трудно", - сказал Обама в интервью. И все же Обама полагает, что проблески стабилизации уже наметились на рынке строящегося жилья, а также автомобилей и студенческих кредитов.
"На международной арене Обаме тоже приходится ходить по канату", - предполагает издание. На лондонском саммите президент США хочет сплотить партнеров Америки вокруг плана слаженного стимулирования роста и новых механизмов финансового регулирования, а одновременно дать отпор протекционизму. Однако США и их партнеры уже не сдержали прошлогоднего обещания возобновить Дохийский раунд переговоров о глобальной торговле, а Всемирный банк зафиксировал с первого саммита G20 73 факта протекционистских мер. Сам Обама недавно подписал поправки к закону, дискриминирующие зарубежных поставщиков.
"Говоря о необходимости согласованных мер по стимулированию экономики, которые не одобряют многие европейские лидеры, Обама заявил, что у каждой страны свои сдерживающие факторы и ритмы политической жизни", - пишет газета. В интервью он также предположил, что развитие событий убедит партнеров в необходимости более активного вмешательства государства. "Многие полагают, что саммит G20 окажется пустой говорильней, но Обама относится к чрезвычайной ситуации, в которой оказался, с дзен-буддистским спокойствием", - отмечают авторы, подчеркивая, что лишь время покажет, кто прав. "Я уверен: если мы проявим упорство и готовность перепробовать самые разные методы и не станем веровать в какую-то универсальную панацею, кризис мы преодолеем", - сказал президент в интервью.
Источник: Financial Times
Перевод: inopressa.ru
Комментарии отключены.