«В нынешних макроэкономических условиях одна из главных задач, стоящая перед финансовыми властями ключевых экономически развитых стран - не допустить раскручивания так называемой дефляционной спирали. Именно подобный сценарий таит в себе наибольшие угрозы вступления мирового экономического сообщества в тяжелую затяжную рецессию. И текущие события, происходящие, к примеру, в экономике Соединенных Штатов, подтверждают нарастание дефляционных тенденций. Тотальное сокращение потребительского спроса неминуемо приводит к снижению цен и спаду производства, что в свою очередь ведёт к резкому сокращению рабочих мест. Рост уровня безработицы, заставляет граждан еще более сокращать свои расходы, провоцируя новый виток снижения цен и сворачивания производства, и так по замкнутому кругу.
Именно по этой причине монетарные власти Соединенных Штатов прибегают к целому ряду средств по активизацию потребительского спроса. И главный выход из дефляционного тупика ФРС видит в размораживании кредитного рынка. А так как традиционные методы денежно-кредитного регулирования уже исчерпаны (учетная ставка сегодня фактически равна нулю), Федрезерв пошел на прямое вливание денежных средств в банковскую систему, используя разнообразные программы и кредитные окна (в том числе TARP). Помимо этого регулятор активно выкупает с рынка облигации ипотечных агентств и бумаги, обеспеченные пулом потребительских и авто-кредитов. Казалось бы, подобные нетрадиционные и весьма агрессивные меры должны помочь вывести кредитные рынки из комы, а многомиллиардные вливания подхлестнуть потребительскую инфляцию, но ничего подобного на сегодняшний день не происходит.
И здесь следует понимать, что любые инъекции ликвидности в кредитные организации будут безрезультатны до тех пор, пока не будет решена главная причина нынешней болезни мирового банковского сегмента - «токсичные» неликвидные активы. Сколько бы денег не вливалось в финансовые институты сегодня, выделяемые средства будут почти полностью аккумулироваться на балансе банка, в качестве резервов под возможные убытки от проблемных активов и до населения и реального сектора деньги в ближайшей перспективе не доберутся. А если доллары находятся в банковском заточении и лежат мёртвым грузом, то, как бы нещадно Федрезерв не эксплуатировал печатный станок остановить дефляцию и запустить денежный мультипликатор ему не удастся.
В этой связи, если власти намерены любой ценой оживить кредитные рынки и повысить доверие между финансовыми контрагентами, то в первую очередь необходимо решать проблему неликвидных «мусорных» активов. И тут у монетарных регуляторов (будь-то ФРС или любой другой ЦБ большой семерки) не так уж много методов лечения. Наиболее часто озвучивают следующие три способа решения проблемы. Первый – это создание правительством так называемого «Плохого Банка», куда финансовые организации смогли бы сбросить все свои ядовитые инструменты. Второй вариант – это обеспечение госгарантий под возможные банковские убытки от подобных проблемных активов. Третий и самый радикальный сценарий – национализация финансовых институтов. Все три метода имеют множество недостатков, главные из которых – огромные гос. расходы и неясность по какой цене выкупать, гарантировать или национализировать. Ведь на сегодняшний день рынок подобных «мусорных» активов фактически мертв, и определить рыночную стоимость того или иного дериватива крайне сложно, вот и приходится банкам каждый раз резервировать всё новые суммы под потенциальные убытки после очередной переоценки своих активов.
Таким образом, пока не будет решена одна из ключевых проблем мировой финансовой системы, говорить о её санации бессмысленно. Вот почему инвесторы с таким нетерпением ждут оглашения нового плана администрации Барака Обамы касательно помощи банковскому сектору. Участники рынка хотят, наконец, услышать каким образом финансовый тандем «Казначейство – ФРС» собирается очистить балансы кредитных организаций от всего того обременительного груза, который душит крупнейшую экономику мира. И если вариант национализация практически исключен, то первые два сценария оздоровления банковской системы выглядят весьма реалистичными. И, возможно, уже сегодня вечером министр финансов Соединенных Штатов Америки Тимоти Гайтнер объявит о создании нового финансового института, который будет выкупать у банков проблемные активы. Цены, по которым «плохой банк» будет приобретать неликвидные инструменты, вероятно, окажутся ниже рыночных (если это определение уместно), но всё равно весьма приемлемыми для большинства держателей подобных активов. Взяв на себя функцию «санитара леса» Казначейство и ФедРезерв смело могут начинать заказывать новые печатные станки, так как мощности уже имеющихся может и не хватить. По скромным подсчетам создания подобного финансового «мусороперерабатывающего завода» будет стоить Штатам свыше $1 трлн. При этом вполне вероятно, что г-н Гайтнер не ограничится лишь созданием «плохого банка». Так, министр финансов может одобрить и идею государственных гарантий по возможным убыткам, что, на мой взгляд, весьма разумно. Несмотря на то, что «плохие» активы практически нельзя реализовать, а некоторые из них просто абсолютно неликвидны (и в этом их главная проблема), большинство подобных инструментов по-прежнему приносят финансовым институтам доходы. В этой связи, гарантируя убытки, американские власти, возможно, сумеет даже сэкономить, нежели бы они все силы и средства бросили лишь на создание «Bad bank».
Андрей Ганган
Аналитик Калита-Финанс
Комментарии отключены.