Финансовые потрясения не позволят членам Евросоюза из Восточной Европы в ближайшие годы войти в зону евро, как они рассчитывали. Впрочем, это может оказаться и к лучшему. Девальвация национальных валют поможет их экономикам и снизит напряженность среди <старых> членов ЕС.
Глобальный экономический кризис приостанавливает предполагаемый <дранг нах остен> единой европейской валюты. Польше, Чехии и Венгрии, принятым в 2004 году в Евросоюз, придется отказаться от планов вхождения в зону евро в ближайшие годы. Причина в том, что денежные единицы этих стран резко обвалились в последние месяцы, а именно стабильность валюты - главное условие присоединения.
В течение по крайней мере двух лет страны Восточной Европы обязаны не допускать колебаний курсов своих валют по отношению к евро больше чем на 15%. В то же время, по наблюдению агентства Bloomberg, злотый подешевел к евро с июля на 21%, поскольку Польша переживает самый масштабный экономический спад за десятилетие. Чешская крона потеряла 13% к евро, при этом волатильность котировок возросла в три раза, и валюте угрожает дальнейшее падение. Венгрия же в октябре попала в наиболее тяжелое положение. Иностранный капитал хлынул из страны, биржевые котировки обвалились до 15-летнего минимума, курс форинта к евро только за этот месяц снизился на 15%, и страна была вынуждена обратиться за помощью в размере 20 млрд евро к Всемирному банку, Международному валютному фонду и Европейскому союзу. Помощь Венгрии была оказана, но она была сопряжена с серьезным ограничением степени свободы ее экономической политики, что не позволяет прибегнуть к традиционным методам стимулирования экономики, которая, по прогнозу самого венгерского центробанка, в 2009 году снизится на 1,7%, пишет газета Business & Financial Markets.
В итоге уполномоченный Еврокомиссии по экономике и финансовым вопросам Хоакин Альмуния 26 ноября хотя и утвердил план перехода Польши на евро в 2012 году, не скрывал своего скептицизма по отношению к предложенным датам. Министр финансов Польши Яцек Ростовски также заявил, что эта дата <не догма>, поскольку излишняя поспешность в этом вопросе повредит экономическому росту и спровоцирует ускорение инфляции.
Вероятно, Польше придется отсрочить введение единой европейской валюты до 2015 или даже 2016 года. Корректирует планы и Венгрия. Как отмечает Bloomberg, еще в ноябре представитель премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня Петер Кишш обещал, что страна может вступить в группу ERM-2 уже в будущем году, но на днях министр финансов Венгрии Януш Вереш сдвинул этот срок на 2010 год. Впрочем, и в этом возникают сомнения.
В дальнейшем валюты восточноевропейских стран продолжат падать, поэтому планы этих стран становятся и вовсе неосуществимыми, считают аналитики банка Morgan Stanley. При этом <старые> члены ЕС, очевидно, тоже не прочь отдалить момент вхождения в зону евро стран <emerging markets>.
<Слабые экономики с дефицитным бюджетом пользуются поддержкой экономически развитых стран, происходит своего рода <паразитизация>, - отмечает сотрудник Центра денежно-кредитных и валютно-финансовых проблем Института Европы РАН Анатолий Бажан. - <Старой> Европе невыгодно вхождение в зону евро стран, по которым наиболее сильно ударил экономический кризис. Прежде всего это Польша, страны Прибалтики, Венгрия>.
Экономический кризис может не только ограничить экспансию евро, но и испытать на прочность финансовое единство уже действующих членов зоны. Ведь проблемы возникают не только в Восточной Европе, как это всегда случается, в условиях кризиса обостряются всевозможные противоречия и становится очевидно, что финансы еврозоны неоднородны.
<Есть данные, что в Австрии также все неблагополучно, что связано прежде всего с тем, что многие австрийские банки раздали кредиты венграм, - замечает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. - Лучше положение сейчас в Германии, неплохо выглядит банковский сектор в Испании, в отличие, например, от Италии>. Противоречия пронизывают не только финансовую сферу. <Из-за экономического кризиса единая Европа испытывает трудности и проходит своего рода проверку на прочность, - оценивает происходящее начальник аналитического отдела УК <КапиталЪ> Сергей Карыхалин. - Всплывают старые проблемы: разный уровень экономического развития отдельных стран, серьезные различия в социальных программах, макроэкономике и т. д.>.
Не исключено, что эта ситуация может подтолкнуть наиболее мощные экономики к минимизации своего участия в структурах ЕС, чтобы <спасать> себя самим, без груза <паразитирующих> членов ЕС. <Уже сейчас ощущаются центробежные тенденции внутри Европейского союза, - отмечает Бажан. - Такие настроения появляются у народов <старой> Европы>.
Впрочем, существующие проблемы не стоит преувеличивать. С одной стороны, для восточноевропейских стран девальвация их валют в экономическом плане выгодна, считает Сонин, сама же еврозона в виде расчета общего валютного курса для крупных экономик, по сути, существует уже 30 лет. <За это время были достаточно тяжелые кризисы, и она их выдержала, - указывает он. - Не думаю, что в этот раз она не справится, если речь не будет идти о развале экономической системы, как во времена Великой депрессии>. Да и вряд ли в условиях кризиса будет осуществляться значимая финансовая поддержка на межстрановом уровне, <она и в <мирные времена> не была такой большой>, считает Сонин.
А после выхода из кризиса все плюсы единого валютного пространства вновь приобретут свою значимость, замечает Бажан: <прежде всего экономия на издержках - например, общее пространство инвестирования в рамках еврозоны>. К тому же в качестве скрепляющего Европу фундамента остается политический. <Укрепление собственного суверенитета, усиление военной мощи, отдаление от США, усиление России - все это и есть политические мотивы, которые подталкивали страны Европы к объединению>, - указывает Бажан. И эти факторы не ослабевают.
Источник: Газета.Ru
Комментарии отключены.