Финансовая экосистема по версии братьев Бурлаковых (RBK Money)

Экосистемы: новые вызовы Финтеху

Одно из самых популярных, «высокочастотных» слов этого года – Экосистема. О развитии своих экосистем заявляют все крупнейшие игроки рынка. И то, что недавно могло показаться «данью моде», сегодня – совершенно определенный тренд, и тренд устойчивый.

Термин возник неслучайно. С точки зрения биологии, экосистема – совокупность совместно обитающих живых организмов и условий их существования, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом. С точки зрения бизнеса, Экосистема – сочетание множества бизнес-систем, компаний и сервисов, непрерывно взаимодействующих, развивающихся и оказывающих постоянное влияние на развитие друг друга. Это «система систем».

По словам Дениса Бурлакова, совладельца и генерального директора компании RBK Money, выстраивание экосистем сегодня – наиболее верное направление движения. Цель понятна: удержать потребителя, предоставить каждому человеку как можно большее количество возможностей внутри данной экосистемы, сделать пребывание внутри экосистемы максимально комфортным, не «выпустить» потребителя на другие площадки.

Разумеется, сделать это непросто, и каких-то готовых «ключей» и «решений из коробки» не существует. Подходы к решению задачи могут меняться: одни экосистемы активно вкладываются в развитие собственных сервисов, другие предпочитают приобретение готового продукта и партнерские отношения.

Именно этим и объясняется стремительно растущий интерес как к развитию собственного финтеха, так и к технологическому партнерству. Без финансовых и платежных сервисов представить себе полноценную «систему систем» не представляется возможным. Финтех-сервисы, финтех-продукты, такие как программы лояльности, кэшбеки, сервисы кредитования, электронные кошельки – эффективные и востребованные на рынке инструменты «привязки потребителя», инструменты, которые работают на сохранение своей клиентской базы и ее постоянное увеличение.

Повышенное внимание корпоративных экосистем к финтеху становится понятно. Что готовы предложить им лидеры финансово-технического направления?

RBK Money. Время новых решений

Вполне возможно, именно растущие потребности рынка стали одним из важных «катализаторов» изменений, с которых начала этот год компания RBK Money Дениса и Кирилла Бурлаковых. В последние годы компания предлагала партнерам свои платежные и технологические разработки по принципу «два в одном». Сегодня платежная и технологическая составляющая выделяются в отдельные бизнес-направления, и каждому будет придан свой вектор развития.

При этом бизнес-трансформация, естественно, не является самоцелью. Знать и понимать свои сильные стороны, видеть их сочетание не только с текущими потребностями рынка, но и с перспективными, вовремя ставить и смещать акценты – важная черта успешных руководителей в каждой сфере деятельности. Тем более, в такой молодой и бурно растущей отрасли, как финтех.

«Теперь мы очень хорошо знаем, как реально «перевести в цифру» любой бизнес, даже в чем-то «архаичный», - так формулирует Денис Бурлаков, - И не просто «оцифровать», а реализовать на практике все преимущества этого. И мы готовы делиться своими знаниями, своим опытом. Принцип открытости: именно открытость рождает доверие, а доверие в свою очередь позволяет полноценно работать и прогрессировать всем участникам процесса».

Теперь приоритетным направлением развития компании становится технологическое. Стать лидирующим поставщиком digital-услуг для бизнеса, продолжать совершенствовать кастомизированную платежную инфраструктуру – так звучит задача на ближайшую перспективу. Собственно, важнейший шаг был сделан еще в прошедшем 2020 году, когда компанией был представлен разработанный на базе открытого ПО платежный процессинг. Уже сегодня – это по праву «флагманский» продукт RBK money, продолжающий постоянно совершенствоваться. На очереди – разработка новых сервисов.

При этом стоит отметить, что RBK money не оставляет своей деятельности и в «расчетном направлении». Компания сохраняет за собой всю обеспечивающую расчеты технологическую инфраструктуру, непосредственно платежи и расчет продолжают проходить при поддержке партнеров из числа банков, НКО и РНКО.

Скорее всего, решение сфокусироваться в первую очередь именно на технологической составляющей – решение правильное. Конечно, заранее «просчитать» успех невозможно. Но вся совместная история RBK money и братьев-близнецов Бурлаковых свидетельствует: чтобы выходить на лидирующие позиции и постоянно удерживать их – нужно не просто «идти в ногу» со временем. Нужно опережать его, «прорываться за горизонт». Именно это умение и присуще Денису и Кириллу Бурлаковым в полной мере. Одно из свидетельств тому – вручение «Премии Рунета-2020» в номинации «Технологии и инновации».

Экосистемы и RBK Money. Все идут в финтех

Анонсированный в апреле 2021 года уход от «многофокусности» стал для RBK Money в значительной мере ожидаемым событием. «Все идут в финтех» - сейчас это не просто фигура речи. Это тоже тренд. «Финтех – не просто технологическая «прослойка», - утверждает Денис Бурлаков, - Финтех это абсолютно необходимая составляющая современной экосистемы. Для клиента – это возможность взаимодействовать с маркетплейсом с максимальным комфортом, «со всеми удобствами». Для продавцов – это, например, возможность удобной расплитовки платежей, а для самого маркетплейса – предоставление своим клиентам той самой искомой многовариантности».

Именно этих целей и удается добиться с помощью флагманского процессинга, созданного на базе открытого ПО и продвигаемого на рынке по модели Open Source Software. Использовать его могут и банки, и предприятия ритейла, и, собственно, любые компании, чья деятельность связана с электронной коммерцией. Разворачивание собственной платежной платформы теперь не требует значительного времени и усилий, фактически предлагается «решение из коробки». Исходные коды находятся на сайте RBK money в свободном доступе. Вновь в действии «Парадигма открытости».

«Современный маркетплейс в рамках экосистемы – это уже не просто «место встречи» продавца и покупателя, - продолжает Денис Бурлаков, - Это гибкая структура, это постоянная адаптация, «тонкие настройки» к постоянно меняющемуся набору продуктов и услуг, готовность к самым разным линиям поведения покупателя. Очевидно, «подстройка под человека», кастомизация – сегодня это основной вектор. И это встроенные, а не «предписанные» сценарии, в том числе – и простая, естественная оплата покупки или услуги».

Выступить в роли технологического, цифрового партнера для бизнеса, в том числе и в рамках развития экосистем, совершенствовать уже имеющиеся продукты, постоянно дополнять их новыми опциями и возможностями, готовить передовые IT-решения - теперь становится понятной идея «трансформации бизнеса», заявленная совладельцами компании RBK Money. И не просто заявленной: многое из запланированного уже удалось осуществить. Учитывая характер братьев Бурлаковых, эксперты не сомневаются: появление новых «прорывных» финтех-продуктов под брендом RBK Money – дело, возможно, уже ближайшего будущего.