Федосеев Артем – CEO международной компании STP-брокера OBR FOREX.
Окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова. Еще во время учебы активно занимался торговлей на финансовых рынках, имеет большой опыт работы как со стороны трейдинга, так и со стороны брокера. Прошел путь от сотрудника службы сопровождения крупнейшей нефтедобывающей компании страны до управляющего директора одного из самых динамичных хостинг-провайдеров RUVDS. Автор нескольких торговых стратегий и цикла учебных семинаров по торговле на финансовых рынках. Соавтор курса «Фондовые технологии» на экономическом факультете МГУ.
Артем, здравствуйте! Расскажите немного о себе и о вашем отношении к отрасли Форекс?
Здравствуйте!
Форекс для меня очень близкая тема.
Продолжительное время я сам работал трейдером. Началось все с акций. Первые ценные бумаги я покупал даже не через интернет, а заполняя специальные формуляры на бумаге в банке. Это было даже забавно. В то время я еще работал в службе сопровождения компании Роснефть.
Во время учебы мы с друзьями организовали деск по управлению средствами на рынке. Использовали как ручную, так и автоматическую торговлю. У меня даже выпускная работа в университете была по теме торговли на бирже. Здесь уже пошла активная работа и на Форексе.
Так сложилось, что после Университета меня приняли на работу в компанию-разработчика одной из самой популярной торговой платформы для российского рынка NetInvestor.
Следующим этапом была работа в команде, наверное, самого выдающегося аналитика и автора собственных торговых стратегий – Михаила Брука.
Был опыт и работы в крупнейшем мировом брокере рынка Форекс.
Как видите, так или инача вся моя работа была вокруг рынка и в рынке. Не говоря уже о собственной торговле, когда это было не запрещено правилами компании.
Работая с различными брокерами на валютном рынке, я всякий раз видел те или иные минусы - то скорость исполнения медленная, то чрезмерно высокие комиссии, а если они низки, то большие проскальзывания. У меня даже был случай, когда брокер не отдал заработанное. Просто отняли... Называть в интервью компанию не буду, Бог с ними, но осадок остался.
На данный момент конкуренция в данном рынке повышается и есть надежда, что брокеры начнут переходить в цивилизованное поле.
Не потому, что их регулируют даже, а потому, что по их бизнес на самом деле зависим от клиентов и от отношения клиента к компании, а завоевать его можно только качеством и честной работой.
На мой взгляд, отрасли придется менять отношение к клиенту, в целом философию.
И в чем другая философия будет заключается?
В том, что интерес форекс-брокера должен будет полностью совпадать с интересом клиента. Это кажется очевидным, когда мы говорим о цивилизованном бизнесе.
В Форексе есть достойные компании, которые различаются торговыми условиями, наличием различных «фишек». Однако, к сожалению, отрасль отравляют компании-пылесосы денег клиентов. Они не выводят сделки клиентов дальше своего внутреннего сервера, манипулируют ценой и, по сути, отбирают средства, которые клиенты им доверили для хранения и использования по их заявкам. Те, кто работает в отрасли, понимают, о ком я говорю. Эти истории даже на федеральные каналы попадали.
На мой взгляд, работа рынка должна стать более прозрачной и понятной.
Брокерам со временем придется отказаться от дилинга, от так называемого b-book, все сделки клиентов будут отправлять в реальный рынок. Модель получения заработка компании изменится от отбора денег к сотрудничеству. Будет только комиссия и чем больше клиент зарабатывает, тем больше его оборот, тем больше заработок компании. Как на любом регулируемом рынке. Просто и прозрачно, а конфликт интереса с клиентом будет полностью исключен, ведь компания не торгует, она только исполняет заявки клиента.
А что такое b-book?
Это такой профессиональный термин. По сути, есть два пути исполнения заявок.
Первый путь - это a-book, то есть отправлять все на рынок, как делает любой брокер на регулируемом рынке. Неважно, что у вас половина клиентов покупает инструмент, а другая половина его же продает. Вы отправляете все сделки именно в рынок, чтобы исключить любое вмешательство в процесс исполнения заявки и конфликт интересов.
Второй путь – b-book, то есть проводить неттинг заявок клиентов. Грубо говоря, у вас 10 000 клиентов. Из них примерно 50% покупают пару евро-доллар, другие 50% - продают. Объем примерно равный. Вы «схлопываете» заявки клиентов, а то, что осталось непокрытым – разница – выводите на рынок. В целом, такой подход дает даже некоторое ускорение в исполнении, а брокер, очевидно, экономит комиссию, которую он заплатит при выводе сделок в рынок. Но тут возникает конфликт интересов с клиентом. Ведь отправка заявки не означает, что она будет исполнена. Цена может уйти и заявка бы на рынке может отклонена, а вы ее исполнили уже клиенту. А говорить о том, что появляется большой соблазн «снести» стопы клиентов и вовсе не нужно.
А как только пойдет «снос» стопов, тут уже сразу появится желание поторговать против клиентов, которые статистически чаще теряют, и торговать следом за теми, кто чаще зарабатывает. Это уже не брокер – это «кухня», про которую так часто пишут клиенты.
И зачем брокерам менять подход? Очевидно, что b-book несоизмеримо более выгоден.
Да, конечно, выгоднее, но это не тот путь, идя по которому отрасль может долго жить. У нас были девяностые, двухтысячные, когда были шальные деньги, повальная финансовая безграмотность и подход «живи здесь и сейчас». Но долгосрочно эта стратегия «выжигает» рынок. Если строить долгосрочный бизнес, интересы клиента должны быть превыше всего, именно клиенты двигают бизнес. Тут другого объяснения быть не может.
В целом рынок услуг Форекса очень конкурентен и перенасыщен предложениям. Чтобы в нем каким-то образом выделиться, нужно действовать не так как все. Новые компании будут появляться, и будут нести эту новую модель. Если брать примеры из нашей жизни, как это уже сработало, то это банковская сфера девяностых. Большинство банков обманывали людей, отбирали их деньги, но при этом было несколько банков-«фриков», которые пытались работать честно. Над ними смеялись в отрасли, но теперь они – гранды нашего рынка, а прошлые гиганты «семибанкирщины» где? Известно где.
Наша команда – выпускники технических факультетов МГУ, МФТИ, КГУ.
Когда мы работаем над нашими проектами, мы с товарищами, которые стали партнерами, исходим из того, что взаимодействие друг с другом, с клиентами должно быть построено с точки зрения честности, прозрачности и взаимной эффективности. Этому нас учили в университетах, и этому учит и жизнь. Мишура и пускание пыли в глаза имеет краткосрочный эффект, но затем туман рассеивается.
Вы вот говорите, что надо использовать только a-book, работать. Это очень громкие слова, которые часто бывают простым популизмом. Как же клиентов привлекать, когда они уже на «игле» других старых брокеров, которые менять подход не планируют?
Конечно, каждому новому проекту этот путь простым не покажется. Будут использовать минимальные комиссии (дэмпинг), будут внедрять различные новые фишки, сейчас становится очень популярным кэшбэк. Некоторые платят его уже деньгами, а не бонусами. Будут придумывать и новые подходы к повышению лояльности клиентов.
Партнерские программы будут развивать, я думаю, так же. Они и сейчас в моде, но везде все очень сложно, много условий. Скорее всего, все будет идти по упрощению, чтобы партнер четко мог понимать, что он зарабатывает и как он это может использовать.
Почему вы не говорите модное ныне сочетание «игрок на рынке»?
Мы исходим из того, что на рынке нужно работать.
Компания работает над ликвидностью, стабильностью системы, расширением услуг. Клиент работает над стратегией заработка.
Никто не играет. Ведь известно: «Кто играет - тот проигрывает, кто работает - тот зарабатывает».
Да, работу на рынке можно вести из кафе, с пляжа, но тем не менее каждая минута в рынке - это работа, пусть и не восьмичасовая, как у обычных людей.
Даже странно слушать это. Обычно обещают золотые горы уже завтра.
Я сам был трейдером, и друзья мои тоже. И мы сами знаем, что это труд. И мы знаем, труд всегда приводит к заслуженным результатам.
Компании должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы каждый, кто работает с ними, достигал высоких результатов.
Спасибо Вам большое за уделенное время. Надеемся, что ваши слова не разойдутся с делом!
Благодарю Вас, удачи!
Комментарии отключены.