бЕЛЫЕ ПЯТНА ЗАКОНА О ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ
Интервью с Кириллом Юровским, членом совета директоров Банка Расчетов и Сбережений
Осенью прошлого года из-за мошенничества с пятитысячными купюрами ущерб Сбербанка составил несколько миллионов рублей, временно прекращался прием пятитысячных банкнот в ВТБ-24, Банке Москвы, Альфа-банке, банке "Юникредит", Промсвязьбанке и многих других. Распространение крупных партий фальшивых денежных купюр было зарегистрировано во многих регионах России. О несовершенстве национальной платежной системы рассуждает член совета директоров Банка Расчетов и Сбережений Кирилл Юровский.
Кирилл, что, по-вашему, стало причиной такого всплеска мошеннической деятельности?
Всё началось еще в далеком 2006-м году, когда в законодательство внесли поправки, в результате которых коммерческим некредитным организациям было разрешено осуществлять переводы денежных средств от физических лиц без лицензии ЦБ и открытия банковского счета. Текущее состояние платежной системы говорит о необходимости устранения этих поправок, и это уже постепенно происходит.
Сколько наличных денег, по вашим подсчетам, проходит через терминалы ежемесячно в России?
Начнем с того, что сейчас в России терминалы занимают больше половины рынка электронных платежных систем, и на данный момент установлено свыше 400 000 устройств. Полагаю, в среднем, около 100 млрд. рублей проходит в месяц через терминалы, то есть порядка 1,2 трлн. рублей в год. Прогнозируют также, сохранение ежемесячного оборота всего рынка к 2017 году на уровне 150 - 200 млрд. рублей.
Сколько платежных систем работает с наличными средствами и кто они?
Российский рынок платежных терминалов делится на два основных сектора – банковские и небанковские платежные терминалы. Сегмент небанковских платежных терминалов (НПТ) в России выглядит предельно ясно, существуют несколько игроков, среди них терминальные сети QIWI, CyberPlat («КиберПлат»), «Элекснет», Евросеть. Их совокупный оборот составляет около трети от общего оборота рынка.
На самом деле, оператором рынка электронных денег может стать кто угодно со статусом кредитной организации. Ряд операторов уже создали свои аффилированные банки, в частности, у Qiwi есть Киви Банк, у WebMoney есть своя НКО «Сетевая расчетная палата».
Что регулирует национальную платежную систему?
Ранее, эмитирование электронных денег было бесконтрольным, у платежной системы не было своего закона, который бы ее регулировал, но принятый в 2011 году Федеральный закон 161 «О национальной платежной системе» определил базовые условия работы рынка, ввел банковскую модель осуществления моментальных платежей на основе электронных денег. С этого момента эмитировать электронные деньги стали только кредитные организации.
Что хорошего привнес закон в работу с деньгами?
161 ФЗ упорядочил работу интернет-магазинов. Их потребители стали более защищенными, поскольку, в случае электронной кражи финансовых средств, именно банк несет ответственность за безопасность платежей и по этой причине первым разбирается с любой возникающей здесь проблемой.
Одновременно с этим, в законе нет гибкости, позволяющей планомерно развивать систему и осуществлять качественный контроль над ней. В законе о платежной системе нет четких терминов и определений, таких, как «фальшивая купюра».
Результат уже всем широко известен: крупномасштабные махинации с пятитысячными купюрами по всей России. Несовершенство закона способно парализовать работу платежных систем, последствия могут быть куда более плачевны.
Через ваши банкоматы пытались сбыть фальшивки?
В нашем банке была похожая ситуация, но с меньшим ущербом, всего в 60 000 рублей. Нам так же приходилось приостанавливать прием пятитысячных купюр, но на очень короткий срок, мы оперативно решили проблему.
Мы провели собственное расследование, весьма успешно, с задержанием преступника.
Какой вывод вы сделали?
Ситуация требует оперативного обновления прошивки банкоматов, их усовершенствования, чтобы они лучше распознавали поддельные купюры. Это и сделал Банк Расчетов и Сбережений, что позволило нам практически мгновенно возобновить работу по приему через терминалы пятитысячных купюр, а наши клиенты даже не ощутили на себе никаких сбоев.
Что могло бы решить все проблемы, связанные с переводом наличных средств через терминалы?
Полагаю, более плотное сотрудничество сотовых операторов с банками по линии обмена информацией о платежах и клиентского оповещения, и, возможно, некие инновации, например, страхование средств на карте, возможность удаленного обновления прошивок банкоматов.
Необходимо, чтобы ужесточили регламент в отношении электронных кошельков. До тех пор, пока пользователи будут переводить средства до 15 000 рублей без детализации платежей, и пока ответственность за пользовательские нарушения у таких операторов, как YandexДеньги, WebMoney, не будет составлять в виде штрафа хотя бы 1 млн. рублей, навести порядок в платежной системе силами самих банков вряд ли удастся.
Кроме того, должен быть усовершенствован закон о платежной системе (ФЗ №161) , где должно быть четко определено, что такое «фальшивка», поскольку на данный момент презумпция невиновности играет на руку, как мошенникам, так и недисциплинированным и нечистоплотным клиентам банков. Сейчас получается, что им незачем соблюдать правила использования банковских услуг, поскольку банк все равно решит ситуацию в их пользу. Доказать же, что ответственность за несанкционированный доступ к деньгам на счете несет мошенник или сам держатель карточки, непросто, а порой - невозможно.
Комментарии отключены.