Детали реформы системы здравоохранения США

Ситуация в здравоохранении США, сложившаяся до реформы

Источниками финансирования здравоохранения США являлись: государственный бюджет (программы Medicaid и Medicare) для малообеспеченных слоев населения, детей, инвалидов и пенсионеров, а также система добровольного медицинского страхования (ДМС) – для всех остальных жителей, включая групповое страхование, практикующееся крупными работодателями.

Государственные программы покрывали 45% расходов на здравоохранение, 55% - система ДМС, в том числе платежи населения из собственного кармана.

Высокие страховые взносы в систему добровольного медицинского страхования являлись препятствием для страхования ряда категорий населения, поэтому в США насчитывается около 50 млн незастрахованных граждан. В неотложных случаях по законам США больницы обязаны оказывать медицинскую помощь незастрахованным гражданам. Необходимость платить по высоким счетам, которые затем им выставляются, делает незастрахованных должниками больниц практически на всю оставшуюся жизнь.

Государство почти не вмешивалось в свободный рынок финансирования здравоохранения через систему ДМС и не регулировало рынок предоставления медицинских услуг и лекарств по цене (исключение — оплата поставщиков медицинских услуг через систему государственного медицинского обеспечения). Санитарные условия предоставления медицинской помощи регулировались через структуры, аналогичные российскому Роспотребнадзору. Несомненным достижением здравоохранения США является высокая инновационность используемых медицинских технологий и лекарственных средств практически на всех уровнях ее оказания, в том числе в небольших стационарах.

Ключевые проблемы системы здравоохранения США

1. Высокая доля незастрахованных граждан – 50 млн человек (или 16% населения) и, как следствие, существенные различия в доступности к медицинской помощи незастрахованных граждан.

2. Неконтролируемый рост расходов на систему здравоохранения – 17.5% ВВП (или 2.6 трлн долл в год), в отличие от стран ЕС, где эти расходы в среднем составляют 8.3% ВВП. Если расходы на здравоохранение в США продолжат расти со средними темпами 0.5% ВВП в год, как в период с 2000 по 2009 г.г., то через 70 лет расходы на здравоохранение в США составят 40% ВВП.

3. Поставщики медицинских услуг, оказывая медицинскую помощь тем, кто не может за нее заплатить, вынуждены поднимать тарифы. То есть, происходит перекрестное покрытие затрат на медицинские услуги незастрахованным из средств застрахованных. Таким образом, поддерживаются условия для постоянного роста тарифов на медицинскую помощь.

4. Дезинтеграция процесса оказания медицинской помощи пациентам, которая связана со свободным выбором пациентами врачей общей практики и стационаров, а также отсутствие единых стандартов лечения на всех этапах и уровнях оказания медицинской помощи. Это приводит к излишним и повторным назначениям, в результате, до 1/3 средств, затрачиваемых на здравоохранение, расходуется неэффективно, а от 3 до 10% средств преднамеренно растрачивается впустую.

Основные положения реформы системы здравоохранения США в рамках Закона о доступном здравоохранении (Affordable Care Act, ACA)

Ключевые направления реформы: обязательность страхования для всех граждан; государственное регулирование тарифов страховых взносов и объемов страхового покрытия; облегчение процесса выбора гражданами страхового плана; регулирование цен на медицинские услуги и повышение качества медицинской помощи.

1. Развитие системы обязательного медицинского страхования для всего населения.

Все граждане должны иметь медицинскую страховку или «мандат на страхование».

  • Страховка покупается гражданином самостоятельно в том случае, если ее стоимость не превышает 8% от его ежегодного дохода; если гражданин не купил страховку, с него взимается штраф в размере от 1% до 2.5% от годового дохода.
  • Если стоимость страховки превышает 8% от дохода, и если доход составляет менее 14400 долл в год на человека или менее 29330 долл в год на семью из 4-х человек, государство страхует таких граждан за счет программы Medicaid.
  • Для граждан, имеющих доходы от 14400 до 43320 долл на человека в год или от 29330 до 88200 долл на семью из 4-х человек, предусмотрены налоговые субсидии.
  • Молодым людям в возрасте от 19 до 26 лет, которые ранее предпочитали не страховаться, разрешено оставаться в страховом плане родителей.
  • Для субъектов малого предпринимательства (25 человек и менее), если они решают застраховать своих работников по групповым планам, предусмотрены налоговые субсидии. В частности, компании с числом сотрудников до 25 человек, средняя заработная плата которых составляет менее 50000 в год, в 2013 году могут получить налоговые льготы от 25% до 35%. В 2014 году льготы возрастут до 50%. Получить скидки по выплате налогов можно лишь в том случае, если предприятие или некоммерческое объединение приобретает страховку на бирже.
  • Для работодателей с численностью более 50 работников предлагается выбор – или обязательное страхование всех работников, или оплата дополнительного налога на каждого работника в размере 2000 долл в год (эта сумма составляет около 1/3 от ежегодного взноса за страхование 1-го работника в среднем по стране).
  • Работники среднего и малого предпринимательства имеют право остаться в групповом страховом плане работодателя (если он их устраивает).

2. Регулирование страховых тарифов и объемов страхового покрытия.

  • Лица с низкими и умеренными доходами будут тратить на страховые взносы от 6% до 8% дохода. Например, гражданин, зарабатывающий 25000 долл в год, выплатит годовой страховой взнос от 1575 до 2013 долл.
  • Страховые компании не имеют права никому отказать в страховании и устанавливать более высокие тарифы страхования тем, у кого имеются высокие риски развития заболевания или его наличие, то есть, происходит переход на обязательное безрисковое страхование.
  • Страховой план должен обязательно покрывать медицинские мероприятия по профилактике заболеваний и раннюю диагностику заболеваний, стационарное лечение, лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях и услуги по долговременному уходу, то есть, государство устанавливает «базовый пакет» медицинского страхования.
  • Государство устанавливает лимиты до 6000 долл в год на «соплатежи» застрахованных за медицинскую помощь.
  • Государство регулирует доходы страховых компаний – они должны потратить не менее 80-85% от суммы средств собранных страховых взносов на оплату счетов за медицинскую помощь, то есть, на административные издержки и прибыль у страховых компаний останется не более 15–20% средств.
  • Упрощение процесса отбора страхового плана для населения – создается биржа страховых планов, на которой граждане и работодатели могут на конкурентной основе выбрать страховой план, наиболее подходящий им, и получить консультации. Эта деятельность будет поддерживаться через интернет и call-центры.

3. Регулирование цен на медицинские услуги и повышение качества медицинской помощи.

  • Налог на «Кадиллак» - налог на доход страховых компаний, устанавливающих наиболее высокие тарифы.
  • Организация бирж страховых планов и прозрачная конкуренция между ними.
  • Создание «Независимого консультативного совета по финансированию» (IPAB – Independent payment advisory board). Решения этого совета должны обязательно рассматриваться в Конгрессе.
  • Создание комиссии, которая будет заниматься «Сравнительной оценкой медицинских технологий» (CET – comparative effectiveness research). Другими словами, оплата из государственного кармана, да и частных страховых компаний, которые также заинтересованы в снижении издержек, будет происходить только за высокоэффективные медицинские вмешательства.
  • Включение медицинских организаций в план «Подотчетных медицинских организаций» (АСО – Ассоuntable care organizations). Суть этого начинания состоит в том, что, если медицинская организация или частнопрактикующий врач вступили в эту программу, то они обязаны отчитываться перед государством за качество и результаты оказания медицинской помощи по установленным показателям (всего 33 таких показателя). Если значения этих показателей будут на должном уровне, и организация смогла сэкономить от 2% до 4% от установленных тарифов за услуги, то она получает от 60% до 70% от сэкономленных средств в качестве бонуса. Предполагается, что экономия может быть достигнута за счет внедрения стандартов, уменьшения дублирования процедур, интеграции оказания медицинской помощи пациентам. Таким образом, эта модель мотивирует поставщиков медицинских услуг экономить средства государственных программ при условии поддержания качества на высоком уровне.

4. Общее финансирование реформы предполагается проводить преимущественно за счет федерального бюджета - 90%, оставшиеся 10% будут потрачены за счет бюджетов штатов.

  • Всего на реформу планируется потратить около 940 млрд долл за 10 лет. Источниками дополнительного финансирования системы здравоохранения предполагается сделать налог на богатых – тех, кто получает доходы более 200 тыс. долл в год. Базой для исчисления налога станет не только заработная плата, но и доходы от инвестиций.
  • Несмотря на огромные затраты, по подсчетам экспертов, это единственная реформа, которая уже через 10 лет за счет снижения расходов на оказание медицинской помощи позволит уменьшить дефицит федерального бюджета США на 1 трлн долл.

Этапы реформы системы здравоохранения США

  • 1 октября 2013 года

Начало работы бирж страховых планов. Фирмы и частные лица могут сравнивать цены за страховые услуги, в том числе с использованием информации на сайте www.healthcare.gov. Начинается шестимесячная открытая регистрация на биржах, можно выбрать страховой план и получить страховое покрытие на 2014 год.

  • 15 декабря 2013 года

К этой дате граждане должны подать заявку о страховании на биржу и оплатить первый взнос для того, чтобы страховка вступила в силу с 1 января 2014 года. Если заявка будет подана после 15 декабря, начало действия страхового покрытия может быть отложено на 2 -6 недель.

  • 1 января 2014 года

Начинает действовать страховое покрытие в рамках страховых планов, приобретенных на бирже. Гражданам, не купившим страховку, придется выплачивать штраф в размере 95 долл для взрослых частных лиц или 1% от суммы дохода.

  • 31 марта 2014 года

Окончание открытой регистрации на биржах (по страховому покрытию на 2014 год). После этого срока гражданин может зарегистрироваться на бирже только в экстренных случаях, например, потеря работы, рождение ребенка или развод.

  • 15 октября 2014 года

Начинается открытая регистрация на бирже страховых планов на 2015 год. В последующие годы 15 октября сохранится в качестве даты начала регистрации.

  • 7 декабря 2014 года

Окончание открытой регистрации на биржах (по страховому покрытию на 2015 год). В последующие годы 7 декабря сохранится в качестве даты окончания регистрации.

  • 1 января 2015 года

К этой дате граждане должны обладать страховым покрытием на 2015 год. В противном случае, с них будет взиматься штраф в размере 325 долл для частных лиц или 2% от суммы дохода. Компании с числом сотрудников от 50 и более человек с полным рабочим днем должны предложить доступные, всеобъемлющие страховки. В противном случае, на них будет наложен штраф в размере 2000 долл на одного работника.

  • 1 января 2016 года

Штраф для взрослых, не имеющих медицинской страховки, вырастет до 695 долл или до 2.5% от суммы дохода.

  • 1 января 2018 года

Вступит в силу налог на «Кадиллак». Страховые компании, тарифы которых составляют более 10200 в год для частных лиц или 27500 для семьи из 4 человек, должны заплатить акцизный сбор в размере 40%.

(Подготовлено с использованием материалов CNBC и http://vestnik.mednet.ru/)

Комментарии отключены.