ФРС США накануне удивила и озадачила рынки, снизив ставку по федеральным фондам сразу на 50 базисных пунктов до 1,00–1,50% годовых. Отметим, что решение ФРС было объявлено сразу после публикации совместного заявления глав Минфинов и центральных банков «Большой семерки», которые договорились «сделать все возможное», чтобы ограничить ущерб от коронавируса. Глава ФРС Джером Пауэлл на пресс-конференции после «экстренного» решения снизить ставку заявил, что экономика США остается сильной, признал давление на нее со стороны коронавируса, но подчеркнул, что экономический эффект пока неясен. На фоне этих комментариев возникает вопрос о причине, которая сподвигла Центробанк США за 2 недели до запланированной встречи Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) объявить о снижении ставок. На этот вопрос в рамках пресс-конференции Джером Пауэлл ответил в первую очередь — потому что существенно изменился риск для прогноза. Другими словами, сейчас все хорошо (для США), но Федрезерв видит риск, что в будущем станет хуже, поэтому решил действовать.
На наш взгляд, неожиданное решение ФРС объясняется тем, что в анонсированном «Большой семеркой» пакете мер под названием «сделаем все возможное» на самом деле не так много возможностей. Кажется, рынок это осознал, поскольку вчера ровно через час после объявления снижения ставок на 50 базисных пунктов американский фондовый рынок вновь погрузился в отрицательную зону, а индекс S&P 500 по итогам вторника упал на 2,81%. В то же время доходность 10-летних облигаций Казначейства США продолжила снижение и достигла нового абсолютного за всю историю минимума ниже 1%.
Заседание ЕЦБ запланировано на 12 марта, после 18 марта должно было быть объявлено решение ФРС, а 19 марта — результат заседания Банка Японии. Европейский центральный банк, по сути, не имеет возможности предложить рынкам немедленную поддержку, если ситуация существенно ухудшится к четвергу на следующей неделе. Это повышает риск упустить контроль над ситуацией и сформировать панику на осознании международными инвесторами факта беспомощности группы центральных банков развитых стран.
Мы считаем, что время для «экстренного» решения ФРС выбрано довольно удачно. Сначала во вторник Резервный Банк Австралии снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов до рекордно низкого значения 0,5% годовых. Затем было сделано совместное заявление G7, основная цель которого донести идею о том, что «мы вместе, мы координируемся, мы сделаем все возможное». После ФРС США сокращает ставку на 50 б.п., оставляя для себя запас прочности, если дополнительно придется действовать в ближайшем будущем. С одной стороны, Федрезерв прикрыл своих коллег в лице ЕЦБ и Банка Японии, с другой — предоставил возможность действовать центральным банкам и правительствам развивающихся стран. Именно у них есть возможность реализовать монетарное и фискальное стимулирование и удержать финансовые рынки от панического обвала к тому моменту, как 12 марта ЕЦБ придется сказать свое слово в истории мировой борьбы с последствиями коронавируса.
Безусловно, денежно-кредитная политика не лечит болезни, не останавливает пандемию, но позволяет выиграть время. Иногда это очень ценное преимущество. Китай, Южная Корея, Таиланд, Гонконг, Индонезия и другие страны региона уже реализуют значительные меры фискальной поддержки. ФРС своим решением протягивает им руку помощи. Как результат, в среду большинство азиатских фондовых рынков стабилизировалось, а азиатские валюты уверенно укрепляются к доллару.
Если вспомнить пузырь «Доткомов», ФРС США тогда пришлось снизить ставку на 5,5%, чтобы урегулировать ситуацию. Фондовому рынку понадобилось 12 лет, чтобы подняться выше пика начала 2000-х. На момент мирового кризиса 2008 года, стартовавшего с банкротства Lehman Brothers, ставка ФРС уже была снижена с 2007 года на 3,25%, и ее пришлось опустить до нуля с последующей многолетней программой количественного смягчения в несколько раундов. Тогда угроза для экономики США исходила изнутри. На этот раз угроза внешняя, но рынок уверен, что сокращение ставок на 50 б.п. ФРС не ограничится и возвращения к нулевой отметке вряд ли удастся избежать. По крайней мере именно об этом сигнализирует сейчас рынок фьючерсов на ставку по федеральным фондам.
Другая аналитика