Conomy: Мировая алмазодобывающая промышленность. Финансовые показатели компаний

В первой статье мы в общих чертах рассмотрели географию добычи алмазов в мире, динамику и структуру добычи, проследили движение алмазов между основными производителями и потребителями. В этой статье мы традиционно коснёмся производственных и финансовых показателей крупнейших алмазодобывающих компаний, сравним их между собой, выделим общие и противоречивые тенденции в отрасли.

Фото: http://masterok.livejournal.com/1389256.html

В предыдущей статье мы выделили несколько крупных компаний, которые теперь рассмотрим подробнее.Но для начала стоит коснуться географии их деятельности.

Компания География деятельности
АЛРОСА Россия
De Beers ЮАР, Ботсвана, Намибия, Танзания
Rio Tinto Австралия, Канада, Зимбабве
Domonion Diamand Канада
Petra Diamands ЮАР, Танзания

Так как сбытовые подразделения компаний достаточно сильно разбросаны и не принимают непосредственного участия в производстве, их география не учитывалась.

Позаимствуем диаграмму из первой статьи, дополнив её объёмами производства за 2014 год.

Динамика разнонаправленная, 3 из 5 компаний нарастили объёмы добычи. Что же касается добычи в целом по миру, то она выросла на 3 млн карат или на 2,4%. Как отмечалось в предыдущей статье, текущий уровень добычи далёк от максимумов, однако в случае с отдельными производителями динамика может сильно варьироваться от компании к компании.

Объёмы добычи и объёмы реализации также могут сильно различаться, накопление на складах значительных объёмов произведённой продукции — не редкость для крупных игроков отрасли.

Так, в 2015 году падение объёмов реализации наблюдалось у трёх самых крупных компаний. Объёмы продаж за 2015 год у Rio Tinto найти не удалось, но судя по выручке тенденция такая же, как у «АЛРОСЫ» с De Beers. Более стабильно обстояли дела у Dominion Diamand и Petra Diamands, однако это, вероятно, обусловлено более выосокй долей промышленных алмазов в структуре их реализации, которые, к слову, у той же «АЛРОСЫ» продавались не намного хуже, чем годом ранее. В целом же для рынка тенденция снижения объёмов продаж, обусловленная отчасти нежеланием снижать цены, очевидна. В начале 2016 года крупнейшие производители всё же пошли на снижение цен с целью недопустить чрезмерного накопления готовой продукции на складах.

Наиболее репрезентативно результаты продаж отражает выручка. В предыдущей статье мы рассматривали цены на алмазы, вследствии чего не трудно догадаться, что при неизменности, а тем более снижении объёмов реализации вкупе с влиянием цен падение выручки будет у всех компаний значительным. Однако необходимо помнить о том, что все участники рынка имеют неоднородную продукцию, а потому средневзвешенные цены отдельных компаний могут сильно различаться.

Единственной компанией из рассматриваемых, выручка которой выросла в 2015 году, стала Dominion Diamand. Выше мы отмечали также значительный рост объёмов реализации, что отчасти объясняет тенденцию. Впрочем, существенный рост реализации, в свою очередь, противоречит снижению производства, а потому по всей видимости имеет место реализация накопленных запасов, и как будут обстоять дела дальше не ясно.

Также стоит напомнить, что не все представленные компании работают на долларовых рынках, а потому динамика выручки в валюте основной деятельности может несколько отличаться. Наиболее яркий тому пример — «АЛРОСА», рублёвая выручка которой благодаря курсу существенно подросла даже несмотря на снижение выручки в долларах США.

Данные по чистой прибыли можно привести как справочные. Anglo American, которой принадлежит De Beers, чистую прибыль по отдельным сегментам не раскрывает.

Отрицательная чистая прибыль «АЛРОСЫ» в 2014 году является следствием убытков по курсовым разницам, и в действительности негативных последствий для компании не имела.

Сравним компании по показателю EBITDA, так как динамика выручки и чистой прибыли могут не в полной мере отражать положение дел в компании.

Раз уж выручка и EBITDA у нас есть, имеет смысл расчитать рентабельность рассматриваемых компаний.

И тут картина уже несколько иная. Если рост рентабельности у Domonion Diamand объясняется ростом продаж и выручки, то в случае с «АЛРОСОЙ» и Rio Tinto причины нужно искать в другом. Впрочем, как уже ни раз упоминалось, «АЛРОСА» работает на российском рынке, то есть в рублях, а потому при переводе показателей отчётности в доллары нельзя забывать о том, что изменение курса всё равно найдёт своё отражение, только в части затрат. Таким образом, снижение выручки в долларах США было компенсировано ещё более внушительным снижением расходов, номинированных в долларах, в результате девальвации рубля. Отсюда и рост рентабельности. География деятельности Rio Tinto более обширна, но и там укрепление доллара стало одной из причин роста рентабельности.

Интересна динамика капитальных затрат компаний. Тут почти везде наблюдается либо рост, либо стабильность. Снижение в случае с «АЛРОСОЙ» — «проделки» всё того же курса, в рублях величина достаточно стабильна. Аналогичная причина снижения и у Rio Tinto. Прочие участники рынка в этом отношении показали прирост. Стоит также отметить, что капитальные затраты принято делить на две составляющие — sustaining и expansion, или затраты на поддержание текущего уровня добычи и затраты на её увеличение. Первая составляющая, как правило, относительно стабильна. Резкий рост капитальных затрат почти всегда связан с планами по увеличению производства, а потому, учитывая и некогда больший объём алмазного рынка, в будущем следует ждать нового роста объёмов добычи и реализации. Справится ли рынок с возросшим объёмоим предложения — вопрос. Крупные игроки привыкли жить в ситуации, близкой к олигополии, и агрессивная политика расширения пока небольших, но стремительно растущих компаний может в будущем ударить по ценам.

К долгосрочным рискам для отрасли можно отнести и развитие производств синтетических алмазов. На данный момент такое производство стоит больших денег и находится в зачаточном состоянии, но технологии развиваются быстро, а потому в скором времени, возможно, практически любой камень можно будет получить искусственно. Скорее всего натуральные алмазы не потеряют полностью спрос даже при налии неограниченного предложения искусственных, так как ювелирная отрасль в этом отношении достаточно консервативна — высокую цену имеет не столько сам камень, сколько престиж обладания им, а дешёвые аналоги такого престижа не дадут. Тем не менее искусственные алмазы вполне могут заменить промышленные, однако вторые получаются как побочный продукт, а потому точно никуда не исчезнут, разве что в цене упадут.

В целом положение компаний алмазодобывающей отрасли можно назвать устойчивым. Даже несмотря на падение спроса на алмазы рентабельность остаётся высокой, а после не самого удачного 2014 года основные игроки рынка получили положительный итоговый финансовый результат. Драгоценные камни, на которые идёт большая часть наиболее дорогих алмазов, имеют стабильный спрос, а потому в долгосрочной перспективе отрасль выглядит привлекательной для инвесторов. Что касается российской «АЛРОСЫ» — то значительную поддержку ей оказало падение курса рубля. Компания имеет планы по постепенному наращиванию производства и поиску новых рынков сбыта. Учитывая её положение в отрасли, сильные и стабильные финансовые результаты последних лет, а также огромные ресурсы и запасы, перспективы выглядят очень позитивно.

Другая аналитика