В первой статье мы в общих чертах рассмотрели географию добычи алмазов в мире, динамику и структуру добычи, проследили движение алмазов между основными производителями и потребителями. В этой статье мы традиционно коснёмся производственных и финансовых показателей крупнейших алмазодобывающих компаний, сравним их между собой, выделим общие и противоречивые тенденции в отрасли.
Фото: http://masterok.livejournal.com/1389256.html
В предыдущей статье мы выделили несколько крупных компаний, которые теперь рассмотрим подробнее.Но для начала стоит коснуться географии их деятельности.
Компания | География деятельности |
АЛРОСА | Россия |
De Beers | ЮАР, Ботсвана, Намибия, Танзания |
Rio Tinto | Австралия, Канада, Зимбабве |
Domonion Diamand | Канада |
Petra Diamands | ЮАР, Танзания |
Так как сбытовые подразделения компаний достаточно сильно разбросаны и не принимают непосредственного участия в производстве, их география не учитывалась.
Позаимствуем диаграмму из первой статьи, дополнив её объёмами производства за 2014 год.
Динамика разнонаправленная, 3 из 5 компаний нарастили объёмы добычи. Что же касается добычи в целом по миру, то она выросла на 3 млн карат или на 2,4%. Как отмечалось в предыдущей статье, текущий уровень добычи далёк от максимумов, однако в случае с отдельными производителями динамика может сильно варьироваться от компании к компании.
Объёмы добычи и объёмы реализации также могут сильно различаться, накопление на складах значительных объёмов произведённой продукции — не редкость для крупных игроков отрасли.
Так, в 2015 году падение объёмов реализации наблюдалось у трёх самых крупных компаний. Объёмы продаж за 2015 год у Rio Tinto найти не удалось, но судя по выручке тенденция такая же, как у «АЛРОСЫ» с De Beers. Более стабильно обстояли дела у Dominion Diamand и Petra Diamands, однако это, вероятно, обусловлено более выосокй долей промышленных алмазов в структуре их реализации, которые, к слову, у той же «АЛРОСЫ» продавались не намного хуже, чем годом ранее. В целом же для рынка тенденция снижения объёмов продаж, обусловленная отчасти нежеланием снижать цены, очевидна. В начале 2016 года крупнейшие производители всё же пошли на снижение цен с целью недопустить чрезмерного накопления готовой продукции на складах.
Наиболее репрезентативно результаты продаж отражает выручка. В предыдущей статье мы рассматривали цены на алмазы, вследствии чего не трудно догадаться, что при неизменности, а тем более снижении объёмов реализации вкупе с влиянием цен падение выручки будет у всех компаний значительным. Однако необходимо помнить о том, что все участники рынка имеют неоднородную продукцию, а потому средневзвешенные цены отдельных компаний могут сильно различаться.
Единственной компанией из рассматриваемых, выручка которой выросла в 2015 году, стала Dominion Diamand. Выше мы отмечали также значительный рост объёмов реализации, что отчасти объясняет тенденцию. Впрочем, существенный рост реализации, в свою очередь, противоречит снижению производства, а потому по всей видимости имеет место реализация накопленных запасов, и как будут обстоять дела дальше не ясно.
Также стоит напомнить, что не все представленные компании работают на долларовых рынках, а потому динамика выручки в валюте основной деятельности может несколько отличаться. Наиболее яркий тому пример — «АЛРОСА», рублёвая выручка которой благодаря курсу существенно подросла даже несмотря на снижение выручки в долларах США.
Данные по чистой прибыли можно привести как справочные. Anglo American, которой принадлежит De Beers, чистую прибыль по отдельным сегментам не раскрывает.
Отрицательная чистая прибыль «АЛРОСЫ» в 2014 году является следствием убытков по курсовым разницам, и в действительности негативных последствий для компании не имела.
Сравним компании по показателю EBITDA, так как динамика выручки и чистой прибыли могут не в полной мере отражать положение дел в компании.
Раз уж выручка и EBITDA у нас есть, имеет смысл расчитать рентабельность рассматриваемых компаний.
И тут картина уже несколько иная. Если рост рентабельности у Domonion Diamand объясняется ростом продаж и выручки, то в случае с «АЛРОСОЙ» и Rio Tinto причины нужно искать в другом. Впрочем, как уже ни раз упоминалось, «АЛРОСА» работает на российском рынке, то есть в рублях, а потому при переводе показателей отчётности в доллары нельзя забывать о том, что изменение курса всё равно найдёт своё отражение, только в части затрат. Таким образом, снижение выручки в долларах США было компенсировано ещё более внушительным снижением расходов, номинированных в долларах, в результате девальвации рубля. Отсюда и рост рентабельности. География деятельности Rio Tinto более обширна, но и там укрепление доллара стало одной из причин роста рентабельности.
Интересна динамика капитальных затрат компаний. Тут почти везде наблюдается либо рост, либо стабильность. Снижение в случае с «АЛРОСОЙ» — «проделки» всё того же курса, в рублях величина достаточно стабильна. Аналогичная причина снижения и у Rio Tinto. Прочие участники рынка в этом отношении показали прирост. Стоит также отметить, что капитальные затраты принято делить на две составляющие — sustaining и expansion, или затраты на поддержание текущего уровня добычи и затраты на её увеличение. Первая составляющая, как правило, относительно стабильна. Резкий рост капитальных затрат почти всегда связан с планами по увеличению производства, а потому, учитывая и некогда больший объём алмазного рынка, в будущем следует ждать нового роста объёмов добычи и реализации. Справится ли рынок с возросшим объёмоим предложения — вопрос. Крупные игроки привыкли жить в ситуации, близкой к олигополии, и агрессивная политика расширения пока небольших, но стремительно растущих компаний может в будущем ударить по ценам.
К долгосрочным рискам для отрасли можно отнести и развитие производств синтетических алмазов. На данный момент такое производство стоит больших денег и находится в зачаточном состоянии, но технологии развиваются быстро, а потому в скором времени, возможно, практически любой камень можно будет получить искусственно. Скорее всего натуральные алмазы не потеряют полностью спрос даже при налии неограниченного предложения искусственных, так как ювелирная отрасль в этом отношении достаточно консервативна — высокую цену имеет не столько сам камень, сколько престиж обладания им, а дешёвые аналоги такого престижа не дадут. Тем не менее искусственные алмазы вполне могут заменить промышленные, однако вторые получаются как побочный продукт, а потому точно никуда не исчезнут, разве что в цене упадут.
В целом положение компаний алмазодобывающей отрасли можно назвать устойчивым. Даже несмотря на падение спроса на алмазы рентабельность остаётся высокой, а после не самого удачного 2014 года основные игроки рынка получили положительный итоговый финансовый результат. Драгоценные камни, на которые идёт большая часть наиболее дорогих алмазов, имеют стабильный спрос, а потому в долгосрочной перспективе отрасль выглядит привлекательной для инвесторов. Что касается российской «АЛРОСЫ» — то значительную поддержку ей оказало падение курса рубля. Компания имеет планы по постепенному наращиванию производства и поиску новых рынков сбыта. Учитывая её положение в отрасли, сильные и стабильные финансовые результаты последних лет, а также огромные ресурсы и запасы, перспективы выглядят очень позитивно.
Другая аналитика