Министерство энергетики США заявило в четверг, 23 декабря, что одобрило второй обмен 250 тыс. баррелей сырой нефти для передачи компании Marathon Petroleum из стратегического нефтяного резерва (SPR).
«Министерство предоставило более 5 млн баррелей сырой нефти из SPR для увеличения поставок топлива в страну, включая первый обмен, одобренный для ExxonMobil ранее в этом месяце»,— говорится в заявлении Министерства энергетики (цитата по Reuters).
США в ноябре объявили о выводе на рынок 50 млн баррелей нефти из стратегического резерва в течение нескольких месяцев. Выпуск производился в координации с другими крупными потребителями сырья: Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и Великобританией. США продают нефть из стратегических резервов, несмотря на решение ОПЕК+ по увеличению добычи.
С самого начала пандемии, было ясно, что у каждого цирка с конями, есть не только клоуны (в лице ВОЗ), но и его хозяева за кулисами.
Теперь по мере развития событий, как многие камрады и предсказывали, обретаются черты главного выгодопреобретателя этого кипиша.
Вот только несколько показательных цитат (если Профинанс не врёт)
Быстрое развитие экономики США отражается на всем мире, заставляя глобальные цепочки поставок подстраиваться, чтобы не отстать, что выливается в рост цен. Сила американской экспансии также побуждает зарубежные компании инвестировать в США, делая ставку на то, что рост будет ускоряться и демонстрировать опережающие темпы относительно других крупных экономик.
Американские потребители, получившие фискальные стимулы на триллионы долларов, скупают промышленные товары и дефицитные материалы
По данным ЕЦБ, потребление товаров длительного пользования в США выросло примерно на 45% по сравнению с уровнем 2018 года, но в еврозоне оно выросло всего на 2%.
Заводские цены в Китае намного превышают потребительские цены, что свидетельствует о пропасти между слабым внутренним спросом и сильным зарубежным спросом, который, в частности, обусловлен высоким спросом США в отношении промышленных товаров Китая
По данным JPMorgan Chase, в начале следующего года объем производства в США, вероятно, превысит уровень, предшествующий пандемии, в то время как объем производства в Китае и на развивающихся рынках останется примерно на 2% ниже этого уровня до 2023 года.
Институт недавно снизил прогноз роста для Германии в 2022 году на 1,4 процентных пункта, до 3,7%, сославшись на продолжающиеся узкие места в поставках и новую волну Covid-19.
Напористость ФРС увеличивает стоимость доллара США и оказывает давление на центральные банки развивающихся стран с целью повышения процентных ставок еще до того, как их собственное экономическое восстановление будет гарантировано, иначе возникнет риск обесценивания валют и безудержной инфляции.
Компании вкладывают деньги в США, пытаясь воспользоваться тем, что некоторые ожидают от устойчивого роста спроса. В некоторых случаях они приближают производство к американским потребителям, стремясь избежать потрясений со стороны предложения, связанных с пандемией и глобальными торговыми войнами
Литий в последнее время называют “белой нефтью”, и вполне заслуженно. Литий-ионные батареи становятся основой энергоперехода.
Однако есть один минерал, без которого не будет никакой энергетической революции. А рынок электромобилей стоимостью триллион долларов прекратит свое существование. Это графит, ключевой элемент, образующий анод литий-ионных батарей. В 2019 году мировой рынок графита оценивался в 14,9 млрд долларов. К 2027 году он достигнет 22 млрд долларов, а возможно, гораздо больше.
Каждая батарея для электромобилей содержит 20-30% графита. Это означает, что спрос на графит будет расти вместе со спросом на электромобили. И в то время, как производители электрокаров были заняты поиском по всему миру источников лития, возникли опасения по поводу нехватки графита.
Около 90% графитовых анодов, используемых в батареях, поступает из Китая. В связи со стремительным ростом спроса на электромобили пришло время более пристально взглянуть на одного из ключевых переработчиков этого минерала, Graphex Group Ltd. Компания существует с 2008 года и разрабатывают методы обработки графита с 2013 года. Она является опытным производителем с крупными долгосрочными контрактами в Китае.
Теперь Graphex стремится выйти на рынки США и Европы. Ее президент Джон ДеМайо прилагает усилия к тому, чтобы компания стала неотъемлемой частью цепочки поставок, создаваемой для поддержки строящегося западного промышленного комплекса электромобилей. Graphex полагает, что рынок графена в следующие пять лет будет расти в среднем на 29% в год.
“Темпы продаж электромобилей резко вырастут, – заявляет IHS Markit. – Переломный момент – 2027 год”. Именно тогда электрокары достигнут в Китае паритета производственных затрат с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. После этого выпуск электромобилей начнет увеличиваться как снежный ком.
Рынок графита для литий-ионных аккумуляторов разрастается
А значит, рынок графита для литий-ионных аккумуляторов начнет стремительно расширяться. В среднем каждый электромобиль требует до 70 кг графита (в Tesla Model S – еще больше). На каждый миллион электромобилей потребуется около 75 тыс тонн природного графита.
В 2019 году спрос на сферический графит в одном только в Китае составил 200 тыс тонн. Через год – 240 тыс тонн. А к 2028 году спрос на графит увеличится до 1,9 млн тонн. В сентябре 2021 года Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что секторы электрической мобильности и низкоуглеродной энергетики к 2040 году потребуют в 25 раз больше графита в год, чем сегодня.
Важным моментом является то, что в США нет графитовых рудников, весь минерал импортируется. В 2018 году американские производители закупили 40 тыс метрических тонн графита. А теперь только гигафабрике Tesla в Неваде требуется примерно 35 200 тонн сферического графита в год. И это дает Graphex огромные возможности.
Поскольку основная часть графита добывается в Китае, производители аккумуляторов по всему миру используют китайское сырье. А азиатские производители аккумуляторов еще сильнее зависят от Китая: они используют не только сырье из КНР, но и переработанный минерал. Впрочем ни в США, ни в Европе тоже нет какой-либо значимой переработки графита.
Graphex производит 10 тыс метрических тонн сферического графита в год. Теперь коапания заявляет, что готовится к расширению производства до 40 тыс метрических тонн в год. Себестоимость сырья составляет 500-800 долларов за тонну при продажной цене около 2700-2800 долларов. По сообщению компании, валовая маржа сохраняется на уровне 27-28%. Это яркий пример того, что производство графита может стать одним из лучших мест для поиска возможностей в цепочке поставок литий-ионных аккумуляторов.
В четверг, 23 декабря, российский рынок акций в первой половине торгов демонстрирует негативную динамику после роста в течение нескольких предыдущих сессий накануне. Индекс МосБиржи сегодня теряет -0,5%, долларовый РТC торгуется практически без изменений, но в красной зоне. Сегодня ориентир по закрытию индекса МосБиржи составляет 3650-3750 пунктов, по индексу РТС: 1580-1650 пунктов.
Внешний фон складывается умеренно-позитивный. Азиатские индексы закрылись в зеленой зоне. Европейские площадки открылись ростом. Фьючерсы на американские индексы также в зеленой зоне после роста накануне. Инвесторы настроены оптимистично благодаря сильной макростатистике. Так, индекс потребительской уверенности в США вырос до 115,8 пунктов, а ВВП в третьем квартале - на 2,3%, превысив ожидания аналитиков.
Нефть сегодня немного скорректировалась вниз. Накануне цена сорта Brent достигала 75,7 долларов за баррель сорта Brent на фоне значительного снижения складских запасов нефти в США. Дальнейшая динамика нефтяных котировок будет зависеть от цен на газ, динамики спроса и информационного поля вокруг штамма "омикрон". Ориентир по нефти сорта Brent на ближайшее время составляет 73-76 долларов за баррель.
В четверг российская валюта укрепляется до 73,3 руб./$ после новости о том, в январе Россия и США планируют провести переговоры по вопросам безопасности. Поддержку рублю также оказывают экспортёры. Сегодня в фокусе ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, на которой он может прокомментировать ход переговоров с США, что также может оказать влияние на динамику национальной валюты. Краткосрочный ориентир по паре USD/RUB: 73,0-74,5 руб./$, по паре EUR/RUB: 83,0-84,0 руб./€.
Вся надежда на потепление. Обычно морозы в Европе надолго не задерживаются, сообщает «ProFinance»
Цены на электроэнергию в Европе подскочили до рекордного уровня, поскольку из-за нехватки природного газа электрические сети уже работают в условиях отключения атомных электростанций о Франции, отрицательных температур и низкого вклада ветровой энергетики.
Электроэнергия в Германии с поставкой в следующем году подорожала на 6,4% до 269 евро за мегаватт-час. Отключения АЭС во Франции вынуждают Европу больше полагаться на газ в то самое время, когда поставки из России по ключевому трубопроводу меняют направление: газ идет на восток, в сторону Польши.
Европа столкнулась с энергетическим кризисом, когда коммунальные предприятия полагаются на уголь и даже нефть, чтобы поддерживать свет. Что еще хуже, Германия закрывает почти 50% своих ядерных мощностей до конца года, усугубляя кризис поставок после того, как Electricite de France на прошлой неделе заявила, что останавливает четыре реактора из-за внеплановых работ.
Морозная погода на этой неделе также вызывает краткосрочный рост цен на электроэнергию, поскольку возобновляемые источники энергии не успевают за ними. Ветровая мощность в Германии упала до 2277 мегаватт во вторник, что является самым низким показателем с 16 ноября.
График выработки электроэнергии ветростанциями Германии. Данные Bloomberg
Согласно данным брокеров, цена на электроэнергию Германии на сутки вперед, торгуемая на внебиржевом рынке, выросла до 420 евро за мегаватт-час. В Европе ожидается некоторое облегчение, поскольку холодная погода может длиться недолго.
«Похоже, что эта неделя может стать пиком холода / спроса в Европ
Заявления Илона Маска (Elon Musk) по поводу приближения к заветному рубежу реализации в 10 % принадлежащих ему акций Tesla были восприняты рынком слишком буквально, курс ценных бумаг вырос на 7,5 %, а капитализация компании опять превысила $1 трлн. Не смутила инвесторов и оговорка миллиардера, согласно которой он продолжит продавать акции Tesla.
С начала ноября, когда глава компании впервые заявил о намерениях избавиться от 10 % принадлежащих ему акций Tesla, капитализация этого производителя электромобилей снизилась почти на четверть, что даже стало причиной для судебного иска со стороны одного из инвесторов. Когда на днях Маск в интервью сатирическому изданию заявил, что почти закончил продавать акции, необходимые для уплаты налогов и покупки новых пакетов акций в рамках опционов, рынок воспринял его слова слишком буквально, и к вечеру среды курс акций Tesla вырос на 7,5 %, превысив отметку в $1000 за штуку и вернув капитализацию за отметку $1 трлн.
До этого миллиардер привычно воспользовался своей страницей в Twitter, чтобы сделать важную оговорку, согласно которой он почти завершил продажу акций, но ещё остались несколько траншей. Фактически, как объясняет Electrek, согласно установленному ещё в сентябре плану, Маск до сих пор должен исполнить опционы в отношении 2 637 455 акций Tesla. Скорее всего, как считает источник, миллиардер не станет продавать акции компании свыше количества, необходимого для получения новых пакетов в качестве компенсации за свой труд, а также уплаты налогов со всех сопутствующих транзакций. Ранее он уже отмечал, что по итогам года выплатит $11 млрд налогов — больше, чем любой другой гражданин США со времён основания государства.
С начала ноября Маск реализовал 13,8 млн акций Tesla на сумму около $14,5 млрд, но при этом исполнил опционы, которые позволили ему стать обладателем 19,2 млн акций. Другими словами, в итоге глава Tesla увеличил количество принадлежащих ему акций компании.
Изначально управление Росприроднадзора требовало с компании 394 млн рублей
СЫКТЫВКАР, 23 декабря. /ТАСС/. Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил иск Росприроднадзора и взыскал с ООО "Лукойл-Коми" 126,9 млн рублей задолженности по платежам за размещение отходов производства и потребления, следует из информации из картотеки арбитражных дел.
"Заявленные требования удовлетворить частично. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Коми" в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу 126 млн 945 тыс. 165 рублей 78 копеек", - говорится в резолютивной части решения суда.
В эту сумму вошла задолженность перед ведомством в 91,7 млн рублей, а также пени на сумму 35,1 млн рублей. Помимо этого, в доход федерального бюджета взыскано 64,5 тыс. рублей государственной пошлины.
Изначально управление Росприроднадзора требовало с компании 394 млн рублей. Таким образом суд снизил сумму взыскания более чем в три раза.
Межрегиональное управление Росприроднадзора подало в суд на компанию в декабре 2020 года, требуя взыскать задолженность по платежам за размещение отходов производства и потребления за 2017 год и пени. В ходе споров на судебном заседании в ноябре этого года представители компании признали долг в сумме 91,747 млн рублей и пени в сумме 12,542 млн рублей и возразили против удовлетворения остальной части заявленных требований.
На рассмотрении суда еще находится дело по иску Минприроды Коми на 2,2 млрд рублей. Иск связан с ущербом, нанесенным лесам Усинского лесничества на площади почти 89 га, которые, по данным Минприроды, пострадали в результате разлива технической воды в районе головных сооружений "Лукойл-Коми" в Усинском районе Коми.
Танкеры, которые ранее везли сжиженный природный газ в Азию, разворачиваются на Европу прямо посередине пути. Причиной перенаправления поставок стало резкое повышение цен на топливо в ЕС, сообщает газета Financial Times.
По словам глобального директора подразделения СПГ Platts Кьярана Роу, которые приводит газета, европейский газовый рынок сейчас вырвался из-под контроля, а разница между европейскими и азиатскими ценами на СПГ самая большая за все время - 48,5 против 41 доллара за миллион британских тепловых единиц.
При этом, как утверждает Financial Times, меняют курс на Европу не только танкеры из США - основного поставщика СПГ, но также австралийские и перуанские суда.
В среду, 22 декабря, биржевая цена газа в Европе превысила 2200 долларов - впервые за всю историю торгов. При этом, по мнению председателя комитета по энергетике Ассоциации европейского бизнеса Эрнесто Ферлинги, причиной энергетического кризиса в Европе стал, в том числе, дефицит предложения на рынке сжиженного природного газа.