Глава Минфина А.Силуанов заявил, что на покрытие бюджетного дефицита в 2017 г. из Резервного фонда будет направлено не 29 млрд евро, а лишь 16 млрд. Отмечаемый Минфином позитив связан прежде всего с повышением нефтяных цен с начала 2016 г. с 28 до 52 долларов за баррель в мае 2017 г. по марке Brent. Причём надо отметить, что это не просто счастливое стечение внешних обстоятельств, а во многом результат российской политики. Россия была, пожалуй, ключевым игроком, позиция которого дала возможность заключить в 2016 г. соглашение о сокращении добычи мировыми экспортёрами. От этого цены и стали подниматься, дойдя до достаточно комфортных уровней для нашего бюджета. Ведь по базовому сценарию бюджета в него заложена цена лишь в 40 долларов за баррель.
Показательно, что объём экспорта в денежном выражении повысился на 36,3%, а экспорт нефти в нём - сразу на 72,5% в январе-феврале 2017 г. к аналогичному периоду 2016 г. Сравним: в первые два месяца 2016 г. экспорт снижался на 33,9%, а по нефти - на 41,1% к данному периоду 2015 г. Контраст разительный.
Повышение нефтяных доходов даёт возможность не просто увеличить текущие поступления в бюджет от налогов и иных платежей в экономике. Помимо прочего, оно снижает нехватку средств, что даёт возможность меньше тратить Резервный фонд на текущие нужды государства. Ведь бюджетные расходы утверждены практически на уровне 2016 г. и не увеличиваются, а доходы растут. Помимо прямого влияния на бюджет, рост сырьевых цен содействует и повышению спроса, объёмов, доходов, а следовательно, и платежей в бюджет «по цепочке» в других отраслях. А также привлечению средств внешних и внутренних инвесторов в ОФЗ, что также экономит «копилку страны».
Немалую роль в этом играет и стабилизация инфляции с 12,8% в 2015 г. до 4% в 2017 г. во многом из-за умеренно-жёсткой денежной политики ЦБ.
Таким образом, сократить дефицит бюджета до 2% ВВП вполне возможно в 2017 г. Риски здесь связаны также в основном с нефтяным рынком. Решение о продлении соглашения о сокращении добычи на второе полугодие 2017 г. будет приниматься в конце мая. В случае, если оно не будет продлено после июня, нефтяные цены могут вновь упасть к 40-45 долларам за баррель.
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд