Сланцевую нефть и газ часто ассоциируют только с США, но такие запасы есть в большинстве добывающих углеводороды стран. Проблема в том, что американские технологии оказались непригодны для добычи сланцевых углеводородов в России или Китае. Пришлось изобретать свои. В 2021 году "Газпром нефть" достигла рентабельного уровня себестоимости добычи на баженовской свите - одном из крупнейших участков, содержащих запасы сланцевой нефти, которые оцениваются в 18-60 млрд тонн.
В 2020 году "Газпром нефть" добыла 100 тысяч тонн баженовской нефти, что уже близко к объемам промышленного производства. Но главный параметр, который позволяет судить о начале "сланцевой эры", - это себестоимость разработки. Планировалось снижение этого показателя с 30 тысяч рублей за тонну в 2017 году до 8,5 тысячи рублей в 2025 году, но достичь цели удалось уже к концу 2021 года.
По подсчетам отраслевых экспертов, только на начальном периоде до 2025 года освоение одного участка свиты принесет дополнительно в казну до 60-70 млрд рублей налоговых поступлений, а рынок отечественного оборудования, которое может быть произведено для проекта, оценивается в 150 млрд рублей. Запуск промышленной добычи, при условии создания новых производств и выделения финансирования для технологических проектов в нефтесервисе, позволит создать до 16 тысяч рабочих мест. При этом разработка баженовской свиты перспективна по всей территории Западной Сибири.
С другой стороны, как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, раньше освоение бажена рассматривалось как одна из альтернатив движению на север и восток. Бажен, залегающий в Ханты-Мансийской автономной области (ХМАО), мог бы продлить жизнь этой традиционной нефтегазоносной провинции. Но сейчас осваиваются арктические территории и Восточная Сибирь, реализуется проект "Восток ойл", на фоне чего разработка бажена не выглядит единственной альтернативой развития нефтяной отрасли. А целесообразность добычи газа из сланцевых формаций в России пока даже всерьез не рассматривается, поскольку существующая ресурсная база позволяет обеспечить поставки "голубого топлива" как в Европу, так и в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) на десятилетия вперед, подчеркивает эксперт.