Танкер-газовоз
Корреспондент агентства "Прайм"
МОСКВА, 29 дек — ПРАЙМ, Олег Кривошапов. Численность вышедших в море из США в направлении Европы танкеров с СПГ на борту заметно увеличилась, что не замедлило сказаться на спекулятивных настроениях биржевых трейдеров и, как следствие, на стоимости природного газа в ЕС. "Прайм" попытался понять, как долго новости о "посланниках Санты" будут сдерживать удорожание энергоносителя на европейском рынке в условиях зимних холодов, ограниченных запасов и при отсутствии дополнительных поставок "Газпрома".
Количество танкеров со сжиженным природным газом (СПГ), направляющихся из США в Европу, за выходные выросло на треть и достигло 20, сообщает Bloomberg (Блумберг). Еще накануне рождественского уикенда, 24 декабря, таких судов было 15.
Агентство уточняет, что есть еще 14 СПГ-танкеров, которые также следуют в направлении европейских берегов "в ожидании окончательных распоряжений".
Изменение курса связано с резким ростом стоимости газа в Европе. Если в начале октября цена на природный газ на спотовом рынке ЕС была чуть выше 1000 долларов за тысячу кубов, то в декабре она выросла вдвое. А 21 декабря энергоноситель подорожал до рекордного максимума — 2190 долларов за тысячу кубометров.
После достижения этого максимума цены на европейских биржевых торгах начали снижаться — как раз на ожиданиях, что доставка СПГ из США поможет снизить опасения относительно нехватки предложения. В последние дни декабря фьючерсы торгуются в диапазоне 1200 долларов за тысячу кубометров. Однако даже после этого удешевления стоимость природного газа все еще в 10 раз выше, чем год назад.
ДОЛЯ СПГ ИЗ США ВЫРОСЛА
"В целом, судя по результатам 2021 года, роль американского СПГ на газовом рынке Европы ощутимо выросла, — констатирует консультант VYGON Consulting Иван Тимонин. — Относительно прошлого года поставки увеличились с 19,1 млн тонн до 23,5 млн тонн". Таким образом, США опередили прежнего лидера — Катар — и стали крупнейшим экспортером продукта в европейский регион, констатирует эксперт. Доля американских поставок составила почти 30%.
"Достигнуто это, в первую очередь, благодаря выходу на полную мощность запущенных в текущем году заводов, таких как вторая и третья очереди Cameron LNG, расширение Corpus Christi и других", — уточняет специалист.
А ситуация с увеличением поставок и перенаправлением в Европу предназначенных изначально для потребителей в Азии партий СПГ, которая наблюдалась с середины декабря, обусловлена исключительно ценовой конъюнктурой, — отмечает Тимонин.
"Европейские цены на газ существенно выросли на фоне приостановки поставок российского "голубого топлива" по трубопроводу "Ямал-Европа", временного вывода нескольких французских АЭС и других факторов, — перечисляет эксперт. — В результате, величина так называемой "азиатской премии" — разницы в стоимости СПГ в Европе и Азии — перешла в отрицательную зону, достигнув к 21-22 декабря отметки в минус 10-11 долларов за миллион БТЕ [британских тепловых единиц — прим. "Прайма"] или 366-405 долларов за тысячу кубометров, в связи с чем поставки в Европу стали для американских экспортеров значительно более привлекательными".
ПРОБЛЕМА СОХРАНЯЕТСЯ
Тем временем дефицит предложения в Европе сохраняется. "Газпром" 28 декабря на дополнительной сессии аукциона, судя по данным площадки GSA Platform, вновь не забронировал мощность газопровода "Ямал-Европа" (один из основных для госхолдинга маршрутов поставок в Европу) для транзита новых объемов через Польшу.
На аукционе в очередной раз предлагались мощности общим объемом 89,1 млн кубометров в точке входа в польский участок магистрали, на компрессорную станцию "Мальнов". Однако заявки не поступили. Таким образом, российский холдинг уже более недели игнорирует доступ к трубопроводу, который перешел на реверсный режим работы.
Как объяснил сам "Газпром", сейчас он не использует этот маршрут, поскольку клиентов, в частности, из Франции и Германии, полностью выбрали все годовые контрактные объемы и больше не выставляют заявок на поставку газа. При этом компания считает ложью обвинения в свой адрес об ограничении экспорта в Европу. По словам представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, все обвинения в адрес России и "Газпрома" в том, что мы даем мало газа на европейский рынок, являются абсолютно беспочвенными, неприемлемыми и несоответствующими действительности.
ТАНКЕРЫ МОГУТ РАЗВЕРНУТЬСЯ
Многие эксперты, с которыми общался "Прайм", неоднократно отмечали, что как минимум до конца текущего отопительного сезона непростая ситуация на спотовом рынке газа сохранится, и не исключены новые рекордные максимумы цен на энергоноситель.
Ситуация на рынке действительно снова меняется не в пользу Европы, признает Иван Тимонин. "К настоящему моменту снижение цен в Европе обеспечило возвращение "азиатской премии", составляющей сегодня более 5 долларов за миллион БТЕ, и в текущих условиях перенаправление танкеров в Европу уже не выгодно для производителей", — констатирует он. Таким образом, танкер с СПГ могут перекупить буквально в пути и он сменит курс в направление более
Иными словами, уже сейчас, когда не все танкеры, вышедшие с новыми партиями СПГ из североамериканских портов в направлении Европы, дошли до мест назначения, возникают предпосылки для нового "ценового ралли" на рынке природного газа в регионе. Ведь корабли без проблем могут развернуться в любое время и пойти к другому пункту назначения — в зависимости от окончательных распоряжений.