Розничные продажи в США растут
Розничные продажи в США в октябре выросли больше, чем ожидалось, вероятно, потому что американцы рано начали свои праздничные покупки, чтобы избежать пустых полок на фоне нехватки некоторых товаров из-за продолжающейся пандемии, что дало подъем экономике в начале четвертого квартала.
Розничные продажи выросли на 1,7% в прошлом месяце, сообщило во вторник Министерство торговли. Данные за сентябрь были пересмотрены в сторону повышения, чтобы показать рост розничных продаж на 0,8% вместо 0,7%, как сообщалось ранее. Продажи растут уже три месяца подряд.
Экономисты, опрошенные Reuters, прогнозировали рост розничных продаж на 1,4%. Оценки варьировались от падения на 0,1% до роста на 2,8%.
Продажи штучных автомобилей в октябре выросли впервые за шесть месяцев. Нехватка автомобилей из-за глобального дефицита полупроводников привела к росту цен на автомобили, что способствовало росту розничных продаж в прошлом месяце. Розничные продажи также выросли из-за повышения цен на бензин.
Потребительские цены в октябре выросли на 0,9%. Нехватка могла заставить потребителей ожидать еще более высоких цен и делать покупки раньше.
«Ограниченное предложение и розничные торговцы, побуждающие покупателей начинать праздничные покупки пораньше, предполагают, что некоторые расходы, вероятно, были перенесены, - сказал Сэм Буллард, старший экономист Wells Fargo в Шарлотте, Северная Каролина. - Тем не менее праздничные продажи почти наверняка будут рекордными по сравнению с прошлым годом, даже несмотря на то, что розничные торговцы сталкиваются с уникальным набором проблем».
Почти двухлетняя пандемия коронавируса вызвала острую нехватку рабочей силы, задерживая поставки сырья на фабрики, а также отгрузку готовой продукции на рынки.
Без учета автомобилей, бензина, строительных материалов и продуктов питания розничные продажи выросли в прошлом месяце на 1,6% после роста на 0,5% в сентябре. Эти так называемые основные розничные продажи наиболее точно соответствуют компоненту потребительских расходов в валовом внутреннем продукте.
Розничные продажи в основном состоят из товаров, а оставшаяся часть потребительских расходов приходится на услуги, включая здравоохранение, образование и проживание в гостиницах.
Даже с поправкой на инфляцию розничные продажи в прошлом месяце стабильно выросли, в результате чего темпы роста потребительских расходов превысили скромные 1,6% в годовом исчислении, зафиксированные в третьем квартале. Затухающий встречный ветер, вызванный всплеском заражения COVID-19 летом, оживляет экономическую активность.
Отчет добавил к сильному росту занятости в октябре и ускорению активности в секторе услуг, создав оптимистичную картину экономики после того, как ВВП увеличился на 2,0% в прошлом квартале, что является самым медленным темпом более чем за год.
Прием на работу сопровождается увеличением заработной платы, поскольку компании пытаются заполнить 10,4 миллиона открытых рабочих мест по состоянию на конец сентября. Но высокая инфляция сводит на нет эти достижения для некоторых рабочих, что помогло снизить потребительские настроения до 10-летнего минимума в начале ноября.
Тем не менее экономисты не верят, что падение настроений, о котором сообщил Мичиганский университет в прошлую пятницу, подорвет потребительские расходы, отмечая, что другие показатели настроений были выше минимумов ранней пандемии. Во время пандемии американцы накопили как минимум 2 триллиона долларов сверхнормативных сбережений.
«Это продолжающееся снижение уверенности не требует немедленного изменения нашего краткосрочного прогноза потребительских расходов, поскольку другие факторы более важны, в частности, реальный располагаемый доход, который остается стабильным на высоком уровне, - сказал Скотт Хойт, экономист из Пенсильвании. - Поддержка также исходит от сильного роста рабочих мест, большого количества рабочих мест и обильных наличных денег для многих».
Азиатские индикаторы показывают различное направление
Азиатские индикаторы показывают различное направление на торгах во вторник. Так, по состоянию на 9 утра по московскому времени китайский показатель Shanghai Composite незначительно (на 0,12%) снизился, а гонконгский Hang Seng Index продемонстрировал уверенный рост на 1,16%. Одновременно с этим индикатор Южной Кореи KOSPI упал на 0,17%, австралийский S&P/ASX 200 – на 0,86%, а японский Nikkei 225 показал незначительный рост (на 0,08%).
Такая разная направленность индикаторов региона вызвана рядом причин. Во-первых, участники торгов следят за переговорами между президентом США и лидером КНР. Последний озвучил намерение сотрудничать с США с целью достижения положительных результатов для обеих стран.
Другим фактором является настороженность трейдеров относительно возможностей восстановления и роста экономики КНР вследствие увеличения количества населения, болеющего коронавирусом, и уменьшения финансирования основного капитала страны.
Наибольший рост стоимости акций на китайских биржах демонстрируют компании Galaxy Entertainment Group, Ltd. (+7,1%), Sands China, Ltd. (+7%), Sino Biopharmaceutical, Ltd. (+4,1%) и производителя автомобилей Geely Automobile Holdings, Ltd. (+3,8%). Также подорожали акции интернет-компаний Tencent Holdings, Alibaba Group, Xiaomi Corp., которые прибавили 1,7%, 1,9% и 1,9% соответственно.
По мнению экспертов, в ближайшее время японский фондовый рынок будет расти интенсивнее, чем другие рынки АТР, благодаря мерам стимулирования экономики, принимаемым новым правительством страны, и снижению курса национальной валюты.
На сегодняшний день на бирже в Японии больше других прибавили в цене акции компаний GS Yuasa Corp. (+6,6%), Nexon Co. (+6,3%) и Subaru (+5%), которые подорожали на 6,6%, 6,3% и 5% соответственно. Также увеличилась стоимость акций компаний Advantest (+1,1%), Sony (+1,4%), SoftBank Group (+1,8%) и Fast Retailing (+0,2%).
На бирже в Южной Корее стоимость ценных бумаг Samsung Electronics Co. выросла на 0,1%, а Hyundai Motor упала на 1,7%.
По оценкам экспертов, в Австралии в ближайшие полтора года ожидается снижение темпов увеличения потребительских цен. Рост ставок будет происходить только после стабилизации обстановки с инфляцией в стране. Напомним, что на данном этапе Центральный банк Австралии оставил ставку на минимальном уровне в 0,1%, а также сообщил о намерении продолжить выкуп государственных облигаций на общую сумму 4 млрд австралийских долларов (что эквивалентно 3 млрд долларов США).
По сведениям ЦБ, повышение процентных ставок произойдет в том случае, когда будет достигнута полная занятость населения и уровень инфляции составит 2–3%. Эти цели должны быть достигнуты до 2024 года. По предварительным прогнозам, к концу 2022 года инфляция в стране составит 2,25%, а еще через год – 2,5%. При этом прогнозируемый рост ВВП страны будет равен 3% в 2021 году, 5,25% – в следующем году и 2,5% – в 2023 году.
Вслед за снижением австралийского индикатора упала в цене и стоимость ценных бумаг компаний BHP (-2,7%) и Rio Tinto (-2,2%). Подешевели и бумаги Nearmap, Ltd. на 4,1%. Цена акций австралийских банков также снизилась: Commonwealth Bank – на 0,1%, National Australia Bank – на 0,7%.