Менее чем через сутки после того, как Владимир Путин объявил о запрете на импорт западной мясной, молочной и другой продукции, Дмитрий Корнилов, состоятельный московский потребитель, готов сказать президенту России лишь одну вещь: продолжайте в том же духе. Об этом говорится в статье The Financial Times.
И неважно, что экономист Корнилов отоваривается в одном из самых дорогих продуктовых магазинов столицы, регулярно посещает США и покупает французское белое вино, отмечается в статье. Как и многие в России, он считает, что Путин был прав, ответив на три раунда серьёзных западных санкций.
«Если кто-то подходит к вам на улице и оскорбляет вас не раз и не два, а три раза, на третий раз вы ему ответите, — сказал Корнилов. — Гордость может быть не только у человека, но и у всей нации».
К большому удивлению некоторых влиятельных экспертов и западных дипломатов, за последние шесть месяцев популярность Путина выросла благодаря смелым политическим стратегиям. На фоне новых санкций США и ЕС, крушения самолета Malaysia Airlines MH17 и возобновления боевых действий на восточной Украине рейтинги Путина, по данным независимого социологического центра «Левада», взлетели до рекордного уровня 87%.
Некоторые аналитики полагают, что эта тенденция может быть подорвана в случае, если из-за значительного экономического урона общественность начнет расплачиваться за свой патриотизм. Особенно остро запрет на поставку европейской продукции почувствует средний класс – именно эти люди вышли на улицы Москвы с краткосрочными протестами против Путина в конце 2011 — начале 2012 г.г.
Эксперты пищевой промышленности и экономисты предупреждают, что запрет [на импорт в Россию западного продовольствия] может серьёзно повлиять на стоимость продуктов питания, инфляцию и товарный ассортимент по всей стране.
Тем не менее, Владимир Путин взвесил все риски и уверен, что большинство российских потребителей, особенно в регионах, могут спокойно прожить без французских колбас и латвийских сыров в надежде на то, что большая часть экономических последствий будет ощутима не сразу.
В минувший четверг российское государственное телевидение запустило рекламную кампанию в поддержку отечественного сельского хозяйства, подчеркивая достоинства выращенных в регионах фруктов и овощей и акцентируя на том, что санкции – это благо для местных производителей. В программах говорилось, что в скором времени будут созданы сотни рабочих мест не только в сельском хозяйстве, но и смежных отраслях, таких как машиностроение.
Один из корреспондентов Первого канала сказал, что стандарты качества российской продукции являются «одними из самых высоких в мире» и что в российском производстве почти не используется генная инженерия. При этом по его словам, в европейских продуктах часто можно найти консерванты и другие добавленные ингредиенты, и российские потребители жалуются на «пластиковый вкус» таких продуктов.
Посетитель элитного московского магазина «Азбука вкуса», прилавки которого заполнены дорогими импортными товарами, начиная от американских слив и заканчивая испанскими арбузами, двадцатисемилетний банковский служащий Евгений Киселев говорит, что на полках скоро будет меньше фруктов и овощей. Однако Евгений уверен, что он и его друзья от этого мало пострадают. «Я не думаю, что будут какие-либо проблемы. Мне и так хорошо. Нам нужно было чем-то ответить » — сказал он.
Сотрудница российской компании, поставляющей импортное мясо, поддержала запрет на импорт. Она сказала, что готова к финансовым потерям, и её компания с пониманием относится к тому, что придётся искать замену испанскому и португальскому мясу.
«Если кто-то вас пинает как футбольный мяч, вы будете просто молчать?! – спросила она, обвинив Запад в нанесении удара первым. — Запрет на импорт – это только начало. Скоро зима. Посмотрим, кто будет смеяться последним. Пусть Европа теперь расплачивается».
Руководители крупнейших продовольственных компаний России говорят, что в связи с запретом на поставку широкого спектра ингредиентов и готовой продукции производители и продавцы не смогут быстро адаптироваться к новым условиям, в результате чего выбор некоторых продуктов сократится.
При этом российские сельскохозяйственные продукты могут стать ещё дороже. В прошлом некоторые российские производители овощной продукции повышали цены при росте стоимости импортных овощей, несмотря на то, что их собственные производственные затраты не менялись.
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, из общей суммы расходов на еду российские семьи тратят примерно 30% на покупку импортных продуктов питания. В городах и среди обеспеченных граждан этот процент, как правило, выше.
По словам экономистов, в связи с тем, что сейчас наступил сезон сбора урожая, инфляция в продуктовом сегменте находится на годовых минимумах, и резкого ценового скачка не будет. Тем не менее, ведущий экономист московской брокерской компании BCSPrime Владимир Тихомиров ожидает усиления инфляционного давления в октябре, полагая, что санкции увеличат годовую инфляцию как минимум на один процент. Основываясь на прогнозах правительства, это означает, что в текущем году инфляция превысит 8%.
Правительство обещает контролировать товарные рынки, но эксперты воспринимают подобные обещания скептически и не верят, что это сработает. В период финансового кризиса в 2008-2009 г.г. в Москве пытались сохранять неизменными цены на некоторые базовые продукты питания, включая дешевый хлеб и сахар, но, в конце концов, производители прекратили поставку бюджетных продуктов.
В дисконтной сети магазинов «Пятерочка» хлеб рассортирован по ценам: самый дешёвый по 20 рублей- на нижней полке, самый дорогой по 100 рублей — на верхней. «В период кризиса было невозможно купить дешёвый хлеб, он просто-напросто исчез на несколько месяцев,»- говорит Анна Веточкина, пожилая покупательница «Пятерочки».
Некоторые покупатели волнуются, что новые ограничения вызовут аналогичный дефицит. «Санкции как со стороны России, так и со стороны Запада, только ухудшают положение. В магазинах будет меньше продуктов,»- говорит официант Александр Малофеев.
«Цены поднимутся, и это ударит по кошелькам потребителей, — говорит тренинг-менеджер Марина Рыбакова. — Вдобавок, российские продукты не отличаются высоким качеством».
Но такие потребители, как г-н Корнилов, оценивают ситуацию в долгосрочной перспективе. По его мнению, санкции будут действовать «три-четыре года максимум, а потом всё вернётся на свои места». Россияне готовы мириться с некоторыми неудобствами. «Российский народ может выдержать всё, что угодно», — сказал Корнилов.
Статья переведена из The Financial Times.