Обама – Ромни. Большая разница

Обама – Ромни. Большая разница

6 ноября 2012 года состоятся 57-е выборы президента США. В этой статье я намерен проанализировать, как предвыборная кампания и результаты выборов могут повлиять на фондовые и другие рынки в США и мире. Для этого нам следует выяснить :

ВЛИЯНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ПРЕЗИДЕНТА США НА РЫНКИ

РАЗЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ И ДЕМОКРАТОВ

ПРОГНОЗ ИЗМИНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ НА РЫНКАХ ПОСЛЕ ПРЕЗЫДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В США.

ВЛИЯНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ПРЕЗИДЕНТА США НА РЫНКИ

Цикл действий кандидата и затем президента описан во многих источниках. Считается, что претендент на должность президента США до выборов склонен как можно больше обещать, в первый год после выборов инициировать максимум непопулярных мер и выполнять обещания, обременяющие бюджет, во второй и третий год пытаться максимально эффективно улучшать ситуацию, в четвертый — опять как можно больше обещать. Если президент будет избран на следующий срок, велика вероятность роста экономики в следующие три-четыре года.

Как реагирует фондовый рынок на президентский цикл США? Большая вероятность того, что в первый год после избрания нового президента фондовые индексы будут показывать среднюю доходность. Во второй год доходность ожидается отрицательной. Начиная с третьего года рынки, вероятно, будут активно расти, а от третьего к четвертому году рост снизится. Пятый год идентичен для рынка первому году, в шестой и седьмой годы акции ”должны” расти значительно сильнее, чем в третий и четвертый годы первого цикла.

Посмотрим, сохраняется ли эта тенденция в последние десятилетия (рис. 1). Красными вертикальными линиями обозначено время президентских выборов, вследствие которых к власти приходил новый человек, желтыми – президентские выборы без смены администрации. Бирюзовое поле – период правления демократов, белое – республиканцев.

Рис. 1. Динамика индекса Доу-Джонса за последние 25 лет

Как можно видеть на рис.1. в течение двух – трёх кварталов до президентских выборов США фондовый рынок снижался. После победы действующего президента (2004 г.) рынки резко возросли. В первый год после выборов рынки преимущественно снижались.

РАЗЛИЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛОКОВ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПРОГРАМЫ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ И ДЕМОКРАТОВ

Рынок всерьез воспринимает разницу в экономических стратегиях кандидатов. Среднегодовой прирост S&P 500 за сто лет составляет 7,1%. Однако средний результат рынков в годы, когда президент-демократ сменялся президентом-республиканцем, составляет минус 10%. Такие статистические данные объясняются склонностью республиканцев действовать жестче, инициировать непопулярные меры. Следует ли из этого, что республиканцы ведут более эффективную экономическую политику? Сложный вопрос. Среднегодовая доходность S&P 500 в годы правления демократов – 7,2%, республиканцев — 7,0%. Но мы же знаем, что рост фондовых индексов далеко не всегда соответствует успехам в реальной экономике.

Попробуем разобраться в различиях предвыборных программ республиканцев и демократов на текущий момент, а также в ожиданиях их приверженцев.

Прежде всего следует отметить, что ценности и основные убеждения американцев, за данными Pew Research Center, сегодня очень поляризованные – наиболее поляризованы за последние 25 лет.

В преддверии выборов-2012 наиболее пристально американцы рассматривают вопросы роли государства в регулировании больших компаний.

Лишь 53% избирателей довольны тем, как идут дела в экономике. Люди с доходами на семью в $ 75,000 или больше выражают большее удовлетворение финансовой ситуацией в сравнении с 2009 годом. Американцы с доходами менее $ 40000 не довольны финансовым состоянием.

Лишь около половины американцев (51%) согласны с утверждением: "я не верю, что есть какие-то реальные пределы роста в этой стране сегодня", 45% - не согласны. Это самый низкий процент не согласных с этим утверждением за многие годы.

Несмотря на экономический пессимизм, общественность высоко оценивает способности американского народа преодолеть трудности. Почти семь из десяти (69%) согласны, что "мы, американцы, всегда можем найти способ, чтобы решить наши проблемы и получить то, чего мы хотим".

Американцы продолжают видеть успех бизнеса, как успех страны. В то же время значительное большинство осознает растущую пропасть между бедными и богатыми.

Как показали недавние исследования, общественность имеет два различных мнения о государственном регулировании бизнеса. Большинство американцев считают, что государство должно регулировать свободный рынок для защиты общественных интересов. В тоже время большое число избирателей считает, что государственное регулирование бизнеса обычно приносит больше вреда, чем пользы.

Большинство американцев продолжают утверждать, что Уолл-стрит вносит важный вклад в экономику. Но также более половины американцев считают, что Уолл-стрит заботится только о зарабатывании денег для себя.

72% американцев согласны, что "силы этой страны сегодня основываются на успехе американского бизнеса". С этим утверждением согласны 77 % республиканцев и 71 % независимых и демократов.

Тем не менее, общественность продолжает критиковать администрацию президента за то, что бизнес слишком большой, слишком прибыльный и действует не в интересах общества. Три четверти американцев (75%) согласны что, "слишком много власти сосредоточено в руках нескольких крупных компаний". Примерно шесть из десяти (61%) говорят, что "коммерческие структуры оставляют себе слишком много прибыли". Почти 58% согласны с тем, что "в целом имеется справедливый баланс между созданием прибыли в коммерческих структурах и общественными интересами". С последним утверждением согласны 52% республиканцев, 37 % независимых и 29% демократов. Таким образом, разница между мнением республиканцев и демократов в этом вопросе составляет 23 %. Эту разницу может объяснить структура республиканцев и демократов (рис. 2, 3).

Рис.2. Сруктура республиканцев США

Рис. 3. Сруктура демократов США

Как говорят, комментарии излишни.

76% республиканцев и 41 % демократов утверждают, что государственное регулирование бизнеса приносит больше вреда, чем пользы (рис.4. ).

Рис.4. Динамика ”сторонников” государственного управления экономикой

В тоже время 63% согласны, что " государственное регулирование свободной рыночной экономики необходимо для того, чтобы наилучшим образом служить интересам общества".

Но и среди разных фракций республиканцев и демократов нет единодушия в вопросе о необходимости государственного регулирования. Почти девять из десяти (87%) республиканцев фракции «Tea Party» говорят, что государственное регулирование бизнеса приносит больше вреда, чем пользы (рис.5).

Рис.5. Структура сторонников государственного управления экономикой

68% республиканцев «Tea Party», и только 31 % республиканцев иных фракций, не согласны с идеей о том, что свободная рыночная экономика нуждается в государственном регулировании для защиты общественных интересов. Демократы по этому вопросу более единодушны. Примерно восемь из десяти консервативных и умеренных демократов (79%) и либералов (82%) согласны, что свободный рынок нуждается в государственном регулировании (рис.5).

В настоящее время 58% американцев считают, что "Wall Street”, вносит важный вклад в американскую экономику. В 2009 году так считало 63% населения США.

Большая часть (72%) соглашается, что "Уолл-стрит заботится только о зарабатывании денег для себя." Три года назад, 67% выразили эту точку зрения.

Большинство выпускников вузов (66%) и те, семейный доход которых превышает $ 100000 (70%) говорят, что Wall Street, вносит важный вклад в экономику. У богатых все в ажуре. Бедняки не согласны с этим утверждением (рис.6.). Но нас больше всего интересует различия по партийному признаку. Почти семь из десяти республиканцев (69%) говорят, что Wall Street, вносит значительный вклад в экономику, в сравнении с 57% независимых и 53% демократов (рис. 6).

Рис. 6. Структура “приверженцев” Wall Street

Таким образом, республиканцы более сильно ратуют за невмешательство государства в рыночные процессы, и в то же время доверяют большому бизнесу.

Предвыборные моменты Барака Обамы.

«Америка вернулась» – лозунг предвыборной кампании Обамы в 2012 году. Коммуникационная стратегия 2012 года продолжает оптимистичный тон, заданный предвыборной кампанией Обамы 2008 года. В 2008 лозунгом Обамы стало обещание «Надежды», вызвавшее огромный резонанс среди американцев.

Барак Обама продолжает свое победное шествие, и республиканцы конгресса не могут остановить ни одну из реформ президента:

  1. В марте 2010 года был принят закон о реформе здравоохранения.
  2. Конгрессом США одобрено предложение президента продлить налоговые льготы для среднего класса.
  3. Вопреки недовольству консервативных и религиозных групп, сенат недавно принял проект закона, согласно которому средства контрацепции будут покрываться медицинской страховкой.

Одним из самых противоречивых предложений Обамы стала налоговая реформа, повышающая налоги для тех, кто зарабатывает более 1 миллиона долларов в год, как минимум до 30%.

Улучшение экономической ситуации увеличивает шансы Обамы на победу в ноябре. Безработица медленно, но идет на убыль, цены на энергоносители снижаются.

В вопросах торговли немаловажным Барак Обама считает сотрудничество с Россией. Президент заверил о своей готовности сделать все возможное, чтобы американские компании открывали для себя новые рынки, включая российский. При этом задача Конгресса – обеспечить американским производителям преимущества перед иностранными компаниями.

В случае победы Барака Обамы очень вероятен рост фондовых индексов, а вместе с ними и других рисковых активов. Барак Обама “заточен” на стимулирование экономики всеми доступными методами. Вот только, не создаст ли такая политика новые пузыри? Будет ли она успешной в долгосрочном плане? Припомним, что пузыри на ипотечном рынке США, активно надувались в период правления демократа Билла Клинтона. К чему это привело?

Митт Ромни – финансовый консерватор.

Оптимизм Обамы резко контрастирует с настроем республиканцев. Ромни заявляет, что страна потеряла свою лидирующую позицию в мире. Ромни – финансовый консерватор. Ромни настроен на ограничение роли государства в социальных программах с целью преодоления экономических проблем.

Митт Ромни обещает сокращение расходов на содержание госаппарата (до 20% ВВП), создание транс-тихоокеанского партнёрства, сильное противостояние КНР в торговой сфере, сохранение текущих налоговых ставок, сокращение корпоративного налога с 35 до 25%, снижение величины минимального альтернативного налога для граждан, доходы которых в год составляют менее 200 тыс. долларов США.

Русский вопрос.

Лидер предвыборной гонки за пост главы Белого дома от республиканской партии Митт Ромни назвал Россию «основным геополитическим противником США». Это заявление политик озвучил в интервью телекомпании CNN. Ромни раскритиковал договоренности между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, которые были достигнуты на саммите по ядерной безопасности в Сеуле. «Россия, вне всякого сомнения, наш геополитический противник номер один. Она поддерживает самых худших игроков на мировой арене, - заявил г-н Ромни. - Россия не является дружеской страной. И то, что наш президент собирается проявить большую гибкость в отношениях с ней <...> очень проблематично, очень тревожно».

Экс-губернатор штата Массачусетс отметил, что решение Барака Обамы отказаться от прежних планов создания третьего позиционного района системы ПРО в Польше и Чехии, которые были подготовлены администрацией президента-республиканца Джорджа Буша- младшего, «подвергают США огромной опасности». По мнению Митта Ромни, в целом «перезагрузка» отношений с Москвой, за которую так ратовал нынешний глава Белого дома, провалилась.

Смею предположить, что в случае победы Ромни, фондовые рынки ждет холодный отрезвляющий душ, который в долгосрочном плане будет более продуктивным, нежели щедрые вливания федерального резерва в период правления Обамы. Русский вопрос Ромни будет эксплуатировать для поддержания интереса к своей персоне. Я не думаю, что в случае победы Ромни, отношения между странами резко обострятся.

Выводы.

До выборов в США, не следует надеяться на продолжительный рост фондовых индексов.

Победа Барака Обамы будет более способствовать росту фондовых активов и других рискованных инструментов. Сразу после выборов возможно резкое ралли.

Приглашаю всех всех желающих обсудить статью на страницах моего блога.

Василий Карабын

Цикл статей о VSA. Статья 1. Введение в Volume Spread Analysis

Цикл статей о VSA. Статья 2. Фигуры силы в Volume Spread Analysis

Цикл статей о VSA. Статья 3. Фигуры слабости в Volume Spread Analysis

Цикл статей о VSA. Статья 4. Volume Spread Analysis в комплексе со свечным анализом

Цикл статей о VSA. Статья 5. Введение в концепцию аккумуляции и распределения. Физика инвестиций

Цикл статей о VSA. Статья 6. Анализ уровней поддержки и сопротивления

Цикл статей о VSA. Статья 7. Анализ уровней поддержки и сопротивления

Цикл статей о VSA. Статья 8. Сложные модели

Анализ деятельности казначейства США на открытом рынке облигаций

Европейский фонд финансовой стабильности и перспективы евро

Все будет в шоколаде

Что сулит нам год грядущий? Попытка прогноза