S&P: Из 40 компаний, на которые приходится примерно 98% общей капитализации фондового рынка России, акции лишь 10 крупнейших из них можно считать ликвидными

Агентство Standard & Poor's 13 сентября опубликовало результаты исследования информационной открытости, проведенного по 42 российским компаниям, в том числе 18, включенным в фондовый индекс S&P/IFCI, и другим 24 крупнейшим предприятиям России.

Как отмечается сообщении S&P, предоставленном агентству МФД-ИнфоЦентр, хотя на долю указанных 40 компаний приходится примерно 98% общей капитализации фондового рынка России, акции лишь 10 крупнейших из них можно считать ликвидными. "Большинство компаний из этого списка имеют сильно концентрированную структуру собственности, при которой свыше 50% уставного капитала контролируется одним или несколькими взаимосвязанными акционерами", - отметила Юлия Кочетыгова, директор службы рейтингов корпоративного управления московского представительства Standard & Poor's. "Такая ситуация - во многом результат процесса приватизации этих компаний в 90-х годах. Данный тип структуры акционерного капитала во многом определяет уровень прозрачности российских компаний", - добавила Ю.Кочетыгова.

Исследование информационной открытости является исследовательским проектом компании Standard & Poor's. Оно опирается исключительно на открытую информацию и должно рассматриваться отдельно от рейтинга корпоративного управления - аналитического продукта Standard & Poor's, который оценивает качество корпоративного управления компании и предполагает проведение глубокого интерактивного анализа на основе как публично раскрываемой, так и внутренней информации.

Исследование анализирует качество раскрытия информации прежде всего с точки зрения международного инвестора и рассматривает 98 элементов, имеющих отношение к: 1. структуре собственности и отношениям с инвесторами; 2. финансовой и производственной информации; 3. составу и процедурам работы Совета директоров и менеджмента.

Настоящая публикация посвящена результатам четвертого исследования информационной открытости предприятий. Предыдущие исследования охватывали компании, включенные в следующие индексы Standard & Poor's: 1. S&P/IFC Emerging Asia (по развивающимся странам Азии), 2. S&P/IFC Latin America (по странам Латинской Америки), 3. S&P Asia-Pacific 100 (по странам Азиатско-Тихоокеанского региона) и 4. S&P/TOPIX 150 (по Японии).

Исследования основываются на анализе документов - наиболее типичных источников информации для инвесторов: это, как правило, годовые отчеты компаний на английском и национальном языках. В некоторых случаях - в частности, в России - используются отчеты, предоставляемые регулирующим органам, когда таковые являются общеупотребимым источником публичной информации. В настоящем исследовании применялись данные по российским компаниям, доступные по 13 августа 2002 г. включительно.

Исследование демонстрирует различия в степени раскрытия информации российскими компаниями. Так, компании, занимающие две верхние строчки в списке (МТС и Вимм-Билль-Данн), раскрывают более 70% всех необходимых элементов информации, что позволяет поставить их по степени открытости в один ряд со многими западноевропейскими фирмами, а следующие за ними компании: ЮКОС, Вымпелком, Голден Телеком и Ростелеком - раскрывают около 50%. У остальных 36 компаний показатели раскрытия информации существенно ниже. В частности, компании, занимающие три нижние строчки, раскрывают чуть более 10% позиций. Это свидетельствует об очень больших расхождениях в подходе российских компаний к предоставлению информации о себе, что частично связано с особенностями структуры собственности, а также с правовыми, культурными и образовательными особенностями Российской Федерации.

Для сравнения: раскрытие информации у исследованных японских компаний составило 50-75% максимального уровня, а 80% компаний, включенных в индекс S&P Asia-Pacific 100, показали результаты в интервале 40-85%. В России, при более значительном интервале, средний уровень раскрытия информации составил 34%, что ниже, чем у ведущих компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, и хуже, чем в развивающихся странах Азии. Его можно сравнить лишь с показателем по Латинской Америке, который пока является наиболее низким среди регионов.

Основные результаты исследования таковы:

1. Самым неблагополучным компонентом оценки качества раскрытия информации является информация о вознаграждении руководства компании (средний балл - 11%). Лишь две компании, Голден Телеком и МТС, предоставляют более 50% необходимых сведений по данному компоненту.

2. Из 42 крупнейших компаний 26 составляют отчетность в соответствии с общепринятыми международными стандартами; но по состоянию на 13 августа 2002 г. только 18 из них опубликовали финансовую отчетность за 2001 г., причем лишь в 14 случаях отчетность сопровождалась полными комментариями.

3. В части раскрытия информации о производственной деятельности 24 компании из 42 предоставили информацию по 50% и более элементов раскрытия.

4. Наиболее прозрачными в России (средний показатель раскрытия информации - 59%) являются компании телекоммуникационной отрасли.

5. Дополнительное исследование, учитывающее также рыночную стоимость российских компаний, показало наличие положительной зависимости между уровнем прозрачности компаний и коэффициентами их рыночной оценки (мы использовали коэффициент P/S, взяв данные по годовым объемам продаж из отчетов российских инвестиционных банков "Тройка" и "Никойл"). Безусловно, прозрачность компании - не единственный фактор формирования стоимости, однако это важный фактор, т.к. повышение прозрачности способно создавать дополнительную стоимость.

По результатам исследования транспарентности российских компаний первое место заняла компания ОАО "МТС" (77%) Далее расположились: 2. Вимм-Билль-Данн (73%), 3. ЮКОС (52%), 4. ВымпелКом (49%), 5. Голден Телеком (49%), 6. Ростелеком (48%), 7. Сибирьтелеком (45%), 8. МГТС (45%), 9. Лукойл (44%), 10. РАО ЕЭС (43%), 11. Северо-Западный Телеком (42%), 12. Норильский никель (42%), 13. Сибнефть (43%), 14.Ленэнерго (39%), 15. Мосэнерго (39%), 16. Башкирэнерго (38%), 17. ЦентрТелеком (38%), 18. Самараэнерго (38%), 19. Аэрофлот (36%), 20. MMK (36%), 21. Сугутнефтегаз (34%), 22. Татнефть (33%), 23. Волга-Телеком (30%), 24. Иркутскэнерго (30%), 25. Уралсвязьинформ (29%), 26. ЮжТелеком (29%), 27. Сбербанк (28%), 28.Балтика (27%), 29. Газпром (26%), 30. ОМЗ (26%), 31. ТНК (26%), 32. Красноярскэнерго (25%), 33.Северсталь (25%), 34. Пермэнерго (23%), 35. Свердловэнерго (31%), 36. Башинформсвязь (21%), 37. ГУМ (19%), 38.Ростовэнерго (17%), 39. Красный Октябрь (15%), 40. Кузбассэнерго (14%), 41. АвтоВАЗ (14%), 42. ГАЗ (10%)

Другие новости

24.09.2002
18:33
МГТС не планирует в ближайшей перспективе вводить повременную оплату услуг местной связи, реализуя политику постепенного повышения абонплаты
24.09.2002
13:40
Правление МАП рассмотрит в среду заявку МГТС о повышении абонплаты для населения и бюджетных организаций до 110 руб и 165 руб соответственно
18.09.2002
16:15
МГТС выплатила 6-й купон по облигациям 1-го выпуска 1-го транша в размере 14.6 млн руб
16.09.2002
13:22
Ставка 7-го купона по облигациям 1-го выпуска 1-го транша МГТС составит 11.46% годовых
13.09.2002
16:25
S&P: Из 40 компаний, на которые приходится примерно 98% общей капитализации фондового рынка России, акции лишь 10 крупнейших из них можно считать ликвидными
05.09.2002
09:24
ММВБ сегодня начинает размещение выпуска облигаций Московского банка реконструкции и развития объемом 300 млн руб
02.09.2002
11:26
МГТС закупила 25 автоматов по продаже телефонкарт для оплаты услуг таксофонной связи стоимостью около 8 тыс. долл. каждый
30.08.2002
16:55
МГТС в феврале 2003 г.планирует осуществить третий выпуск облигаций объемом 800 млн руб.
22.08.2002
13:31
Московский банк реконструкции и развития 5 сентября на ММВБ начнет размещение выпуска облигаций объемом 300 млн руб
Комментарии отключены.