ОБЗОР: Предоставление госгарантий в 2017 г снизится на 87%, до 190 млрд руб - Минфин РФ

МОСКВА, 6 фев - РИА Новости/Прайм. Общий объем государственных гарантий, предусмотренных на 2017 год, составляет 190,1 миллиарда рублей, что на 87% ниже уровня предыдущего года; тенденция к уменьшению господдержки сохранится и в 2018-2019 годах, говорится в Основных направлениях государственной долговой политики РФ на 2017-2019 годы, подготовленных Минфином России.

"Общий объем предусмотренных к предоставлению в 2017 году государственных гарантий в национальной валюте составляет 190,1 миллиарда рублей, то есть будет на 87% ниже уровня предшествующего года. Тенденция к уменьшению государственной гарантийной поддержки сохранится и в 2018-2019 годах. Объемы предоставления гарантий запланированы в суммах 133,5 и 119,7 миллиарда, соответственно", - говорится в документе.

"Что касается госгарантий в иностранной валюте, то в течение следующих трех лет их суммы будут сохраняться, в среднем, на уровне, эквивалентном 83 миллиардам рублей в год", - добавили в Минфине.

ПРИОРИТЕТЫ ГАРАНТИЙНОЙ ПОДДЕРЖКИ

На предстоящий период будут существенно сокращены объемы гарантийной поддержки инвестиционных проектов (в среднем на 43% по сравнению с 2016 годом), однако данное направление господдержки по-прежнему рассматривается в качестве приоритетного. "Госгарантии будут предоставляться как на реализацию проектов в отдельных отраслях экономики и видах производства, так и на реализацию проектов в отдельных регионах страны. Сохранится и поддержка деятельности АО "Роснано", - отмечается в документе.

Кроме того, в 2017-2019 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки экспорту промышленной продукции (товаров, работ, услуг) с ежегодным лимитом предоставления соответствующих гарантий на уровне 2016 года (1,2 миллиарда долларов). "Таким образом, структура планируемых к предоставлению государственных гарантий, в целом, ориентирована на поддержку российских предприятий, столкнувшихся с последствиями экономического кризиса, и значимых инвестиционных проектов, а также проектов, связанных с экспортом российской высокотехнологичной продукции", - резюмируют в Минфине.

При этом, с учетом масштабов запланированной гарантийной поддержки и высокого спроса на нее как со стороны кредиторов, так и заемщиков, в 2017-2019 годах объем госдолга по госгарантиям продолжит рост, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы. "Как следствие, долговая нагрузка на федеральный бюджет, связанная с возможными рисками исполнения госгарантий, будет находиться на высоком уровне и продолжит возрастать", - говорится в документе.

Следствием роста госдолга по госгарантиям является увеличение объемов бюджетных ассигнований, предусматриваемых на их возможное исполнение. Учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по возможному исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов, отмечают в министерстве.

При этом в предстоящий период потребуются существенно большие (в среднем на 122% или 55,7 миллиарда рублей) ежегодные объёмы бюджетных ассигнований на исполнение госгарантий в рублях, чем в 2016 году. Напротив, ассигнования на исполнение госгарантий в иностранной валюте планируется сократить в среднем на 47% (3 миллиарда рублей). Средства на исполнение будут предусматриваться только по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, подчеркивают в Минфине.

ПЛАТНАЯ ГОСПОДДЕРЖКА

"К концу планируемого периода государственная гарантийная поддержка достигнет таких масштабов, что её последствия – государственный долг по условным обязательствам федерального бюджета – станут одним из важных факторов финансовой стабильности России", - отмечается в документе.

В связи с этим в министерстве считают необходимым не только переходить к более консервативной политике в этой области, но и как можно оперативнее устранить ряд недостатков текущей практики, из-за которых госгарантия РФ зачастую воспринимается бизнес-сообществом исключительно как отсроченное бюджетное финансирование, призванное обеспечить кредиторам доходность и возвратность предоставленных заёмщиком ресурсов и "отключающего" необходимость проведения адекватной оценки рисков реализации поддерживаемых проектов.

"Такой подход не соответствует принципу соразмерного разделения рисков между кредиторами и гарантом. Он ставит РФ в заведомо неравное положение, когда гарант, не являясь полноправным участником гарантируемых сделок, лишен возможности управлять имеющимися предпринимательскими рисками", - сообщают авторы документа и подчеркивают, что важное значение имеет тот факт, что госгарантии предоставляются на безвозмездной основе, и предоставление госгарантий сопряжено с постоянными издержками, которые вынуждена нести РФ как гарант.

"Выполнение этой деятельности на высоком профессиональном уровне невозможно без привлечения на возмездной основе услуг агента правительства РФ, особенно если учесть масштабы гарантийной поддержки", - говорят в Минфине.

Весьма затратны также мониторинг покрытых госгарантиями обязательств, включая проверку наличия и качества предоставляемого принципалами обеспечения, и оценка финансового положения самого принципала. "Речь идет о суммах ежегодных издержек в несколько миллиардов рублей. В условиях имеющихся бюджетных ограничений и массового характера предоставления государственных гарантий вопрос о введении платности за получение госгарантий перестает быть чисто теоретическим", - делают вывод в министерстве.

ПЛАНЫ МИНФИНА

В связи с этим в Минфине планируют проводить дальнейшую работу в соответствии со следующими подходами: обеспечение соразмерного разделения рисков реализации проектов или сделки между заемщиком, банком-кредитором и государством, а также окончательный отказ от практики гарантирования государством уплаты процентов по кредитам (дохода по облигациям).

Кроме того, планируется предоставление госгарантий, покрывающих 100% обязательств принципала по возврату кредита, только в исключительных случаях, когда это связано с обеспечением национальных интересов и при условии, что предоставление иного обеспечения невозможно или сопряжено с неприемлемыми расходами.

Минфин намерен также перейти к практике обязательного обеспечения регрессных требований РФ при предоставлении госгарантий и ввести запрет на предоставление гарантий в пользу банков-бенефициаров, допустивших утрату контроля за целевым использованием средств кредитов, обеспеченных гарантиями, а также за иным обеспечением кредита, предоставленным принципалом.

В планах министерства также числятся постепенный отход от практики гарантирования государством обязательств по кредитам, источником возврата которых выступают средства федерального бюджета, принятие банками-кредиторами обязательств по снижению (ограничению) для принципалов стоимости заёмных ресурсов, привлекаемых под госгарантии, создание правовых предпосылок для введения платности предоставления госгарантий и переход к практике покрытия агентом своих издержек за счёт взимания этой платы.

Также планируется повышение требований к отбору проектов и заемщиков (принципалов), усиление мер ответственности всех участников механизма гарантийной поддержки за результаты его использования и отказ от тех ее видов, которые не имеют концептуальных отличий по целям и условиям предоставления, в конечном итоге отход от практики предоставления трудоёмких индивидуальных (нестандартных) гарантий.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.