ОБЗОР - Нас и здесь неплохо кормят: ритейлеры нашли замену продуктам под эмбарго

МОСКВА, 9 апр – РИА Новости/Прайм, Антон Мещеряков. Российские торговые сети за восемь месяцев действия продовольственного эмбарго смогли успешно заменить поставки запрещенных продуктов - и за счет отечественных производителей, и с помощью новых контрактов с другими иностранными поставщиками, сообщили опрошенные РИА Новости ритейлеры.

Российские производители смогли нарастить свои продажи, а из заграницы нам помогли садоводы Сербии, животноводы Латинской Америки, сыроделы Белоруссии и овощеводы Турции.

Россия в августе 2014 года в качестве ответной меры ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции, в том числе из США, ЕС и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты и молочная продукция.

"Практически по всем основным позициям мы смогли найти замену за счет продукции из стран, не попавших в санкционный список. Кроме того, существенно расширили работу с российскими поставщиками, в том числе и локальными, продукция которых пользуется стабильным спросом у покупателей", - отметил начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Владимир Русанов.

"Ассортимент изменился, но не обеднел и полки магазинов полны. В случае отмены эмбарго, тем поставщикам, которые оказались вытеснены с российского рынка, со временем вернуться будет все сложнее. А у тех поставщиков, которые появились в процессе импортозамещения, есть шанс иметь с нами долгосрочные отношения", - сказала в свою очередь директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.

АЛЬТЕРНАТИВЫ НАЙДЕНЫ

В подавляющем большинстве продуктовых категорий у ритейлеров не возникло проблем с замещением поставок. Русанов рассказал, что в среднем по всем сетям группы X5 доля продукции региональных поставщиков в ассортименте - приблизительно 20-30%.

"По отдельным категориям – хлебобулочные, молочные изделия, кондитерские, а в сезон еще и фруктов-овощей – в регионах доля местной продукции может достигать 60-90%", - добавил он.

В частности, в молочной продукции большое распространение получили продукты отечественных производителей. "Мы вывели ряд региональных поставщиков из Ростова-на-Дону и Воронежа на федеральный уровень", - рассказывает директор по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. Кроме того, свои поставки увеличили и белорусские производители.

"В категории сыров больше чем на 25% выросла доля поставок из Беларуси, начались поставки швейцарских сыров. Начали сотрудничество с новыми поставщиками из Турции, Армении, Аргентины и Уругвая", - сообщили в пресс-службе "Ленты". В магазинах сети в январе 2015 доля твердых сыров отечественной продукции составила 89,5%, тогда как в январе 2014 года данный показатель составлял лишь 65,4%.

В свою очередь в "Дикси" добавили, что в ассортименте супермаркетов "Виктория", входящих в группу, появились деликатесные сыры с плесенью от российских компаний, а также были введены безлактозные сыры из Австрии и Франции.

Что касается поставок мяса, то и здесь торговые сети смогли найти замену запрещенной продукции. "Если до запрета основными импортными поставщиками говядины в магазины "Ленты" были Бразилия, Литва и Беларусь, то сегодня литовское мясо полностью замещено белорусским, доля которого выросла на 10-15%", - говорят в ритейлере.

Нет проблем и в поставках рыбы: норвежскую красную рыбу заменили продукты из Чили и Фарерских островов. Увеличились поставки и отечественных производителей рыбы – с Дальнего Востока и из Мурманска. Например, доля продаж импортной рыбы в магазинах "О`Кей" снизилась до 40% с 80%, сообщили в ритейлере.

"Европейские фрукты и овощи заменили аналогичные или альтернативные сорта из России, Сербии, Бразилии, Аргентины, Турции, Марокко", - сообщила Куманина из "Дикси". В "Ленте" добавили, что на полках магазинов появились также продукты из Китая и Чили.

СЛОЖНОСТИ С ДЕЛИКАТЕСАМИ

Однако процесс замещения импорта в продуктовых сетях не обошелся без сложностей. В основном это касается поставок фруктов и овощей, а также различных деликатесов – элитных сыров или мяса премиум.

"Наиболее зависимой от европейских поставок категорией стали фрукты – однако сейчас альтернативы найдены всем выпавшим позициям", - говорит директор по внешним связям "Дикси". "В большей части категорий удалось заменить импортные товары, за исключением, возможно, фруктов", - соглашаются в сети "О`Кей".

"На сегодняшний день нам удалось заместить абсолютное большинство SKU (stock-keeping unit, ассортиментная позиция), попавших под запрет. Дальнейшее замещение наталкивается на два основных ограничения: уникальность товаров, которым нет адекватных аналогов на рынке (например, некоторые категории сыров), а также существенный рост цен у поставщиков на отдельные товары", - добавляет представитель "Ленты".

"Есть наименования, которым не удалось найти замену –количество сыров с благородной плесенью и линейка рыбных и мясных деликатесов сократились", - подтверждает Куманина.

ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА РОССИЙСКОЕ

По словам представителей ритейлеров, отсутствие некоторых иностранных продуктов не слишком разочаровало российских потребителей: население по-прежнему с охотой покупает отечественные продукты. В некоторых случаях потребление российских продуктов даже выросло - за счет низких цен и, подчас, высокого качества.

"Если говорить о предпочтениях потребителей, то, действительно, российские товары стали пользоваться большей популярностью. В том числе и по причине более приемлемых цен", - сказала Курносова из "Ашана".

Такое же мнение разделяют и в ритейлере "О`Кей". "Российские потребители переключились на российские товары, качество многих российских товаров выросло", - отметили в компании.

Куманина в свою очередь отметила, что российские продукты, как и прежде, востребованы у покупателя, а продовольственное эмбарго позволило предложить покупателям новые продукты и вкусы от отечественных производителей.

Одновременно в "Ленте" наблюдают увеличение продаж в начале года. "Лента" адаптировала предложение к изменившимся предпочтениям покупателей, в результате чего мы зафиксировали рост продаж и трафика в начале 2015 года", - сказали в ритейлере.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.