Нефтяные компании России выражают серьезную обеспокоенность перспективами увеличения налоговой нагрузки на отрасль в 2002 году - официальное заявление нефтяных компаний

Нефтяные компании России выражают серьезную обеспокоенность перспективами увеличения налоговой нагрузки на отрасль в 2002 году.

Об этом говорится в поступившем МФД-ИнфоЦентр совместном заявлении ведущих нефтяных компаний России - НК "Лукойл", НК "ЮКОС", НК "ТНК", НК "Сибнефть".

В частности, в связи с распространяемой пресс-службой Министерства финансов информацией о позиции в области налогообложения нефтяной отрасли пресс-службы нефтяных компаний Лукойл, ЮКОС, Сибнефть и ТНК считают необходимым сделать соответствующие разъяснения.

Одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы, определенных Президентом и Правительством Российской Федерации, должно стать налоговое стимулирование роста экономики путем снижения налоговой нагрузки, в первую очередь за счет отмены налогов и сборов, оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность.

Между тем реализация этого принципиального подхода в отношении нефтяной отрасли России далека от провозглашаемого замысла, отмечается в заявлении. Фактически Министерство финансов России не уменьшает, а увеличивает налоговую нагрузку на нефтяные компании, в то же время публично заявляя о ее снижении, считают нефтяные компании.

В официальных сообщениях Министерства финансов декларируется, например, снижение налогового бремени за счет отмены налога на реализацию горюче-смазочных материалов. Однако, как отмечается в заявлении нефтяных компаний, Минфин забывает упомянуть, что одновременно с заменой этого налога произошло повышение акциза на нефть (с 55 до 74 рублей за тонну), повышение акцизов на бензин (с 513.5 рублей за тонну средневзвешенной ставки акциза до 1575 рублей за тонну), введены акцизы на дизельное топливо в размере 550 рублей за тонну и акциз на моторное масло в размере 1500 рублей за тонну.

Вопреки декларируемому уменьшению на 3% налогов с выручки от реализации товаров реально эти налоги с учетом повышения на 5% ставки налога на прибыль и снижения ставки по налогу на пользователей автодорог сокращены только на 1.5%, считают нефтяники.

Отмена, в соответствии с планами Правительства, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов замещается одновременным введением налога на добычу полезных ископаемых, превышающего по объему нынешние налоговые выплаты.

Бюджетом 2001 года на одну тонну добытой нефти суммарно по трем налогам (акциз, плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части перечислений в бюджет) ставка определена в размере 332 рублей при цене 20 долларов за баррель. Подготовленный проект закона о едином налоге за пользование недрами предусматривает ставку в 425 рублей за тонну при цене в 17 долларов за баррель и в 625 рублей за тонну, если цена нефти поднимется до 25 долларов за баррель.

Предлагаемая Министерством финансов новая шкала ставок вывозных таможенных пошлин также означает дальнейшее увеличение налогового бремени, заявляют нефтекомпании. Так, при цене нефти в 17 долларов за баррель налоговая нагрузка составит 41.7% (против существующих 40%), при цене в 20 долларов за баррель - 43.9% (вместо 40.8%), и, наконец, при 25 долларах за баррель, вместо действующих в настоящий момент 42.1%, нефтяная отрасль будет вынуждена заплатить 47.1%. При этом среднегодовая экспортная пошлина на нефтепродукты увеличена в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, в 1.5-2 раза.

В распространяемых пресс-службой Минфина документах устанавливается регрессивная зависимость средств, остающихся в распоряжении предприятий нефтяного комплекса, от уровня мировых цен на нефть. При цене 17 долларов за баррель после уплаты всех налогов в отрасли остается 288.6 млрд рублей, при цене 20 долларов за баррель уже меньше - 277.3 млрд, а при 25 долларов за баррель гораздо меньше - 255 млрд рублей. Получается парадокс - чем больше заработок, тем меньше доход. По сути, это дестимулирует рост производства, считают нефтяники.

У них вызывает особое беспокойство вызывает нежелание Минфина (первого заместителя министра финансов Алексея Улюкаева) утвердить новую экспортную шкалу законодательно, что не позволяет говорить о стабильно прогнозируемой налоговой базе. Между тем, учитывая удельный вес экспортных пошлин на нефть в федеральном бюджете (около 22% доходов) дифференцированные ставки экспортных пошлин на нефть должны быть приняты Федеральным собранием России в виде закона, поскольку очевидно, что они являются не инструментом внешнеторгового регулирования, а важнейшим источником бюджетных поступлений. Фискальный характер экспортных пошлин на нефть означает, что, согласно Конституции России, они должны в обязательном порядке утверждаться высшим законодательным органом страны.

Несмотря на официально декларируемое Минфином снижение налоговой нагрузки, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев в своих заявлениях зарубежной печати публично обещает повысить налоги на российские нефтяные компании, хотя это очевидно снизит их инвестиционные возможности и приведет к подрыву и без того не слишком крепкой веры иностранных акционеров в рост рыночной стоимости российских нефтяных холдингов. Это еще больше осложнит условия инвестирования в нефтяном секторе и породит сомнения в самой направленности структурных реформ в России.

Значительно заниженными являются расчеты Минфина по объему затрат нефтяных компаний на 2002 год, считают нефтяяники. Затраты на тонну добываемой нефти заложены на уровне 1200 рублей. При этом только транспортные расходы на основании ставок утвержденных государством составляют в среднем 700 рублей, а реальные затраты на непосредственное производство составляют более 800 рублей. Таким образом, реальные затраты нефтяников будут в 1.5 раза больше.

Резко занижены капитальные вложения в экономику в расчетах Минфина крупнейших нефтяных компаний России. Только в 2001 году 8 крупнейших нефтяных компаний инвестируют более 300 миллиардов рублей. Очевидно, что на 2002 год эти средства будут не только не меньше, но и возрастут. Однако Минфин планирует капитальные вложения лишь на уровне 225 млрд. рублей. Опять уровень занижения инвестиций составит не менее чем 1.5 раза.

Эти по сути дела манипуляции с цифрами грозят обойтись серьезными потерями для реального производства, отмечают в своем заявлении нефтяные компании. Как показала практика 2000 года, нефтяная отрасль является исключительно капиталоемким и инерционным производством, связанным с целым рядом операционных, технологических, кредитных и финансовых рисков. Стартовые затраты на простое и расширенное воспроизводство, как правило, значительно превышают собственные источники финансирования в среднесрочном периоде, что требует привлечения внешнего финансирования. При этом средняя окупаемость проектов нефтегазового профиля составляет 7-10 лет. Вместе с тем, рост добычи и реализации нефти и газа обладают мультипликативным эффектом на сопряженные отрасли экономики, являются основой энергообеспеченности и энергобезопасности страны, ключевым источником долгосрочных, стабильных поступлений налогов и валютных доходов государства. На создание мощностей по добыче каждого дополнительного миллиона тонн нефти в России необходимо пробурить около 200 скважин, создать всю необходимую производственную и транспортную инфраструктуру и вложить на первоначальной стадии 6-7 млрд. рублей (в ценах 2000 года). Инвестиции в дополнительную добычу одного миллиона тонн нефти способны трансформироваться ежегодно в течение 10-15 лет в:

- $50-70 млн. дополнительной валютной выручки государства;

- 2-2.2 млрд. рублей дополнительных налоговых доходов государства (с учетом смежных отраслей)

- дополнительные производственные заказы отраслям машиностроения: единовременные - 4.5 млрд. рублей и регулярные - 1 млрд. рублей

- более 1000 новых рабочих мест.

Первая половина 90-х годов характеризовалась устойчивым снижением объемов производства в отраслях ТЭК, что во многом определило экономический спад экономики страны в целом. В этот период налоговая нагрузка превышала 50% выручки. Позитивные перемены в нефтегазовой сфере России в 1999-2000 годах (рост цен, инвестиций, производства) придали дополнительный импульс развитию всей национальной экономики (рост ВВП, бюджетных доходов, уровня жизни, оживление некогда угасших отраслей).

Поэтому вместо сиюминутного изъятия "доходов" нефтяников целесообразно предпочесть рост нефтяного производства и связанные с ним долгосрочные и стабильные темпы экономического развития страны, ее энергообеспеченности и конкурентоспособности, высокую гарантированность длительного и предсказуемого поступления валютной выручки и бюджетных доходов.

Российские нефтяные компании, в той же мере, как и правительство, заинтересованы в проведении продуманной налоговой реформы и стабильном налоговом режиме, стимулирующем рост производства, говорится в заявлении. Однако эта реформа должна базироваться на точном экономическом расчете и глубоком знании специфики нефтегазового комплекса России, а не на скалькулированных в недрах финансового аппарата цифрах, далеких от реалий производства. Российские нефтяные компании готовы к продолжению консультаций с Министерством финансов Российской Федерации по всем аспектам налогообложения нефтяной отрасли.

В заключение нефтяники считают необходимым подчеркнуть следующее. Форма, тональность и очевидная ошибочность отдельных положений распространяемых пресс-службой Министерства финансов документов оставляют надежду на то, что высказанные в них оценки не являются в полной мере официальной позицией Правительства, и могут рассматриваться как предложения отдельных должностных лиц Министерства по этому вопросу. В связи с этим российские нефтяные компании выражают надежду, что в представленном виде они никогда не прозвучат на уровне Правительства Российской Федерации.

Другие новости

22.05.2001
14:37
Компания "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" приобрела контрольный пакет акций Северного морского пароходства
22.05.2001
10:39
3-й Конгресс нефтегазопромышленников России и 9-я Международная специализированная выставка "Газ. Нефть - 2001" открылись сегодня в Уфе
21.05.2001
10:26
В совместных проектах ОАО "ЛУКОЙЛ" и правительства республики Венесуэла особое место будет отведено Волгоградской области
18.05.2001
14:32
ОАО "ЛУКОЙЛ" и губернатор Ханты-Мансийского АО обсудили проблемы развития компании на территории региона
17.05.2001
09:29
Нефтяные компании России выражают серьезную обеспокоенность перспективами увеличения налоговой нагрузки на отрасль в 2002 году - официальное заявление нефтяных компаний
15.05.2001
11:54
Фондовая биржа РТС запустила сегодня новый проект RTS Quadro
14.05.2001
12:12
ОАО "ЛУКОЙЛ" обеспечило выплату очередных купонов по конвертируемым облигациям, эмитированным аффилированной голландской компанией LUKINTER FINANCE B.V.
11.05.2001
18:39
В пятницу на российском рынке акций наблюдалась коррекция цен большинства инструментов вниз
11.05.2001
16:55
ОАО "Ярегская нефтетитановая компания" произвело первые 213 тонн титанового концентрата из руд Ярегского нефтетитанового месторождения
Комментарии отключены.