Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун объявил, что компания покупает у ConocoPhillips сеть автозаправок, работающих под торговой маркой Jet в Бельгии, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и Финляндии. Как сообщают "Ведомости" компания приобретает 376 АЗС, в том числе 156 - в Бельгии (8.3% розничного рынка), 44 - в Чехии (4%), 14 - в Словакии (3.5%), 83 - в Польше (5%), 30 - в Венгрии (4.3%) и 49 - в Финляндии (5.5%). В первых трех странах "ЛУКОЙЛ" ранее не присутствовал, в Польше и Венгрии его рыночные доли теперь вырастут до 6%, а в Финляндии - до 29%. Покупка АЗС позволит "Лукойлу" увеличить розничную продажу нефтепродуктов за рубежом на 1.4 млн т в год, что на 19% больше прогноза на 2006 г. Компания отмечает высокую эффективность новых активов - среднесуточная реализация топлива на заправках составляет 9.9 т, тогда как в среднем по "ЛУКОЙЛу" - 7 т.
Сумму сделки компания не раскрывает. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Александр Матыцын сказал журналистам, что сделка должна быть согласована с европейскими регулирующими органами. По его словам, пока не решено, под каким брендом будут работать приобретаемые станции. Источник, знакомый с ходом переговоров "ЛУКОЙЛа" и ConocoPhillips сказал, что американцы предлагали своему партнеру еще 69 АЗС в Дании, 40 - в Норвегии и 163 - в Швеции. "Вероятно, "ЛУКОЙЛ" выбрал лучшее", - предполагает собеседник.
"Это приобретение вполне укладывается в стратегию "ЛУКОЙЛа" по сокращению экспорта сырья в пользу продаж нефтепродуктов, в том числе и через собственные розничные сети", - говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. По его оценке, сети могут обойтись "ЛУКОЙЛу" в 400-500 млн долл. А Андрей Федоров из "Альфа-банка" одну АЗС оценивает в среднем в 1.7 млн долл., всю покупку - в 640 млн долл. Он отмечает, что показатель среднесуточной продажи на этих заправках очень неплох для Европы.
Л.Федун также заявил, что "ЛУКОЙЛ" рассматривает возможность приобретения нефтеперерабатывающего завода в Бельгии, и не исключил, что компания войдет в капитал чешской Unipetrol. Источник в "ЛУКОЙЛе" уточнил, что в последнем случае речь идет не о самой Unipetrol, а о ее "дочке" Ceska Rafinerska, в которую входят два НПЗ (Litvinov и Kralupy) общей мощностью 8.3 млн т нефти в год. ConocoPhillips в этой компании принадлежат 16.33% акций, и американцы ведут переговоры с "ЛУКОЙЛом" о продаже этой доли.
По мнению А.Федорова, из пяти бельгийских НПЗ по своему техническому уровню интерес для "ЛУКОЙЛа" могут представлять только два. Они расположены в Антверпене, и один из них принадлежит ExxonMobil (14 млн т нефти в год), другой - Total (18 млн т). По оценке эксперта, каждый из них должен стоить не менее 2 млрд долл. "Мы не комментируем рыночные слухи", - сказал представитель пресс-службы Total Поль Флорен.
"Слишком много было неудачных попыток "ЛУКОЙЛа" купить НПЗ в Европе, - напоминает В.Нестеров из "Тройки Диалог". - Это и Гданьский НПЗ в Польше, и Mazeikiu nafta в Литве, и Hellenic Petroleum в Греции, и совсем недавно Europort в Нидерландах". Поэтому, полагает он, трудно представить, что нечто подобное удастся "ЛУКОЙЛу" теперь. По мнению В.Нестерова, эти неудачи имеют как экономическое объяснение - нефтепереработка сейчас очень выгодна, а значит, и дорога, так и политическое - в Европе очень настороженно относятся к экспансии российских компаний.
Комментарии отключены.