Владелец нефтеперерабатывающего завода в Роттердаме - госкомпания Kuwait Petroleum International передумала его продавать. Как сообщают "Ведомости", эксперты не исключают, что теперь "ЛУКОЙЛ" постарается купить литовскую Mazeikiu nafta, покупка которой польской PKN Orlen откладывается.
О том, что "ЛУКОЙЛ" участвует в тендере на покупку НПЗ Europoort в Роттердаме, президент компании Вагит Алекперов объявил еще в июне. Завод принадлежит государственной Kuwait Petroleum International (KРI) и способен перерабатывать примерно 4 млн т нефти в год. Кроме "ЛУКОЙЛа" на покупку завода претендовали еще 14 компаний из разных стран. В начале октября появилась информация о том, что российская компания стала победителем тендера. В "ЛУКОЙЛе" это не комментировали. Но при этом компания начала организовывать пресс-тур в Нидерланды для презентации сделки.
Однако на прошлой неделе агентство Reuters сообщило, что Кувейт отменил продажу голландского НПЗ. "Сделка была приостановлена по моему указанию", - цитирует агентство министра нефти Кувейта Али-Джаррах ас-Сабаха. По его словам, Кувейт изменил стратегию и больше не намерен избавляться от европейских активов в сфере переработки сырья и продажи нефтепродуктов.
"ЛУКОЙЛ", похоже, пребывал в неведении относительно решения Кувейта. На проходившей в это же время в Нью-Йорке презентации стратегии развития компании один из ее топ-менеджеров заявил, что "ЛУКОЙЛ" надеется на успешное завершение сделки по приобретению Europoort. В минувшую пятницу пресс-служба компании отказалась комментировать заявление кувейтского чиновника. Не удалось получить комментарии и в KРI.
Это далеко не первая неудачная попытка "ЛУКОЙЛа" приобрести активы в европейском down stream. За последние несколько лет компания терпела фиаско в Польше (претендовала на покупку Гданьского НПЗ), Литве (Mazeikiu nafta), Греции (Hellenic Petroleum). А совсем недавно сообщалось, что "ЛУКОЙЛ" уступил конкурентам ливийскую Tamoil, которая владеет тремя НПЗ и крупной сетью заправок в ряде стран Западной Европы.
Впрочем, аналитик "Альфа-банка" Андрей Федоров полагает, что срыв этой сделки - небольшая потеря для "ЛУКОЙЛа". По его данным, Europoort обладает относительно низким техническим уровнем, поэтому компании пришлось бы вкладывать большие средства в его развитие. Эксперт уверен, что "ЛУКОЙЛ" продолжит попытки расширить свои перерабатывающие мощности в Европе. "Для российских компаний, в том числе и для "ЛУКОЙЛа", еще существует возможность приобретения Mazeikiu nafta, - предполагает Федоров. - Ведь после того как литовский концерн лишился трубопроводной нефти и пережил сильнейший пожар, его поглощение польской PKN Orlen под вопросом".
Комментарии отключены.